Советы бизнесу по защите интеллектуальной собственности

128

Часто в понимании предпринимателей работа с объектами права интеллектуальной собственности сводится к своевременной подаче заявки на оформление товарного знака (знака обслуживания).

Бизнесы, работающие с технологиями или промышленные, строительные компании знакомы еще с патентами на изобретения и полезные модели. Однако работа в направлении защиты объектов интеллектуальной собственности (далее - ИС) значительно шире. О надлежащей защите ИС надо задумываться с самого начала. Опишем процесс защиты объектов ИС, который рекомендуется пройти каждому начинающему предпринимателю.

Известно, что идея не охраняется. Однако любое выражение идеи уже подлежит защите. Поэтому, как только предприниматель начинает разрабатывать и записывать идею нового стартапа, он сразу должен озаботиться надлежащими механизмами защиты права ИС.

Первое, о чем нам надо позаботиться это авторское право. Вы придумали название бренда, бизнес-модель - запишите это. Обязательно сохраните файл или блокнот, в котором вы разрабатывали идеи. Далее следует зарегистрировать доменное имя для сайта с названием, которое вы планируете использовать. Интернет сегодня – это основная площадка для реализации товаров, услуг, идей. Не даром самыми богатыми в мире предпринимателями являются собственники интернет-сервисов. Поэтому, даже если вы потом откажетесь от реализации задуманного, вложить небольшую сумму в резервирование доменного имени сроком на один год будет разумно. Это еще и самый недорогой способ проверить уникальность вашей будущей торговой марки. Если какой-то продукт или сервис с похожим названием существует, скорее всего, будет занято и доменное имя.

Второе. Допустим, все пошло хорошо. Вы начали делать сайт, возможно, зарегистрировали юридическое лицо или оформились в качестве индивидуального предпринимателя. Проследите, чтобы все материалы, используемые на вашем сайте, не нарушали чьи-то права. Часто дизайнеры и разработчики не владеют знаниями в области права ИС и спокойно заимствуют тексты и изображения. Это ошибка. Тексты и картинки – это объекты авторского права. Использовать их без согласия автора запрещено. Ваш сайт могут заблокировать за такое нарушение, а компанию оштрафовать. Также следует позаботиться, чтобы ваш контент был защищен надлежащим способом. Для этого следует указать год создания произведения, значок © обозначающий копирайт или охраняемое авторское право. Примером надлежащей защиты может быть следующая запись: © 2019 ИП Иванов Иван Иванович или ООО «Елки-Палки».

Третье. Если вы писали тексты, разрабатывали сайт, покупали изображения в фотобанках, - убедитесь, что вам передали право на пользование. Авторские права делятся на личные и исключительные. Исключительные – это те, которые можно передать. Автор навсегда останется создателем (это личное право), передать результат работы (исключительное право) он может на основании договора авторского заказа или договора на разработку программы, движка для сайта. Договор может называться как угодно, главное прописать, что работа делалась на заказ для такого-то юридического или физического лица. Сохраните этот договор, подтверждение оплаты, а саму передачу оформите актом. «Исходники» также следует сохранить.

Четвертое. Некоторую информацию вы не захотите обнародовать. Например, новый код, рецепт блюда, схему тренировки или даже график работы персонала. Если вы считаете это изобретение ценным и подлежащим защите, убедитесь, что вы подписываете соглашение о неразглашении с каждым, кого допускаете в свой узкий круг. Это знаменитый договор NDA или дословно «соглашение о нераскрытии». Вы можете подписать его с сотрудниками, даже с партнерами. Однако, если вы ищете инвестора, ведете переговоры с фондами и акселераторами - рекомендуем вам не направлять NDA перед первой встречей. Эту ошибку допускают многие стартапы и потом долго не могут понять, почему им все отказывают. Никто не хочет связывать себя лишними обязательствами преждевременно.

Пятое. Когда бизнес заработал, возможно, вы уже привлекли первые деньги, обычно их называют «посевным капиталом», самое время позаботиться о серьезной защите. На этом этапе следует обратиться к юристу, специализирующемуся в вопросах права интеллектуальной собственности или к специальному патентному поверенному. Для подачи заявки на регистрацию товарного знака или патента вам обязательно понадобится помощь специалиста. Юрист проведет проверку знака или технологии, поможет составить заявку, проконсультирует по способам и классам защиты. Возможно, вам понадобится защита и за пределами России. Это все нужно как минимум оценить на данном этапе, чтобы в дальнейшем избежать серьезных проблем, выливающихся в дорогостоящие разбирательства. Для примера, по данным судебной статистики, среднее дело о защите права на патент, рассматриваемое в федеральных судах США обходится сторонам в 4 миллиона долларов и длится несколько лет. Между тем, США – это тот рынок, на который стремится каждый технологичный бизнес. Поэтому продумывать защиту всегда следует на перспективу.

Автор: Юрий Брисов, юрист, основатель LegalSupport