Юридическое образование в России сегодня

Юридическое образование в России сегодня

Вопрос о высшем образовании в сфере юриспруденции давно и остро стоит в профессиональной среде.

Ряд социологических исследований указывает на перенасыщенность рынка специалистами с юридическими дипломами, однако, если вы спросите специалиста отдела кадров крупной юридической фирмы, то убедитесь, что найти достойного кандидата, соответствующего требованиям позиции, не так просто.
«Корень зла», по нашему мнению, кроется в несовершенстве системы высшего образования РФ, системе подготовки профессиональных и квалифицированных кадров. С недавних пор Россия перешла на Болонскую систему образования, для которой характерно получение двух степеней – бакалавра, далее – магистра. Преимуществ этой образовательной модели перед специалистом (системой высшего образования, которая существовала в безальтернативной форме в России до проведения реформы) множество.
Во-первых, соответствие стандартам большинства учебных заведений Европейских стран, позволяет студентам перевестись в иностранный ВУЗ, а выпускникам искать работу в любой стране, входящей в конвенцию - это позволяет обеспечить целевое профилирование специалистов и существенно снизить безработицу благодаря, выражаясь терминологией П.А. Сорокина, созданию эффективной системы горизонтальных социальных лифтов.
Во-вторых, студенты смогут, получив степень бакалавра (диплом о высшем образовании), а далее – первоначальный профессиональный опыт, более точно определиться с областью своих профессиональных преференций и, уже исходя из этого комплексного опыта, сделать вывод о дальнейшей необходимости углубления в специальность, выбора более узкого профиля, либо небольшой смены уклона, что на сегодняшний день допускается для ряда дисциплин при успешном прохождении абитуриентом вступительного испытания.
Третье немаловажное преимущество Болонской системы для общества заключается в возможности специалиста ограничить свой образовательный уровень на более ранней стадии, при этом получив необходимый багаж знаний, что ранее было невозможно. Учащийся должен был выбирать, ограничить ли уровень своих профессиональных притязаний дипломом о полном среднем или средне-специальном образовании или идти в ВУЗ и получать степень специалиста (5-6 лет). Таким образом оборот пополнялся специалистами, которые имеют большой объем теоретических знаний, но не имеют никакого практического опыта. В западной социологии, как и в обиходе, устойчивое применение имеет термин overeducated person (англ.) или trop de diplômés (фр.) - специалист или несколько молодых специалистов, которые не могут найти себе применение в рынке, так как не обладают достаточным количеством практических навыков, при слишком высоком образовательном уровне, чтобы начинать с низов.
В русском языке не существует такого термина (это понятие мы можем описать лишь через ряд признаков), так как проблема не осознавалась и не описывалась в отечественной доктрине, однако имела место быть и не потеряла своей актуальности.
Следует отменить и ряд недочетов, которые имплементация Болонской системы принесла нашим пенатам.
Прежде всего, хочется отметить тот факт, что обязательная воинская повинность мужского населения РФ обязывает представителей мужского пола, дабы избежать службы, поступать в магистратуру.
Таким образом, по аналогии с правилами о сделке, а поступление в магистратуру, безусловно, является сделкой, подобная сделка будет мнимой (фиктивной) по своей природе и может быть признана недействительной, так как кауза (цель) сделки не соответствует ее правовому выражению. Другими словами, истинная цель сделки – это не получение степени магистра, а уклонение от воинской повинности. Соответственно, легко предположить, что ряд мнимых участников правоотношений легко приводит к их подрыву, препятствует добросовестному и разумному исполнению взаимных обязательств других участников правоотношений - дискредитирует институт магистратуры.
В западных странах практика студентов, в частности, это касается и студентов юридических вузов, является обязательным и неотъемлемым элементом образовательной системы. Она позволяет молодым бакалаврам получить необходимые практические знания, влиться в рабочий коллектив. Магистрам практика позволяет столкнуться с исполнением задач более сложного уровня, решение которых позволяет им стать высококлассными специалистами.
Невозможно не обратить внимание на еще одно упущение в части применения принципов Болонской конвенции в России. Бакалавр любого направления, сдав несложный вступительный экзамен, может поступить в юридическую магистратуру, при этом не имея той необходимой практики и навыков, которыми должен обладать юрист, не зная основ материального и процессуального права, новоиспеченные магистранты погружаются в пучину римского права, философии права, политических и правовых учений, специальных дисциплин, которые смогут воспринять лишь поверхностно, если смогут усвоить вообще. Итогом такой практики становится пополнение оборота низкоквалифицированными кадрами, подрывающими престиж и уважение профессии юриста.
Но хочется закончить наш обзор на оптимистичной ноте. Поэтому, подводя итог вышесказанному, все-таки стоит заметить, что Россия встала на правильный путь в сфере предоставления высшего образования гражданам. Этот путь тернист, не всегда понятен, но главное, что вектор выбран правильно.

Автор: Брисов Юрий Владимирович, учредитель юридической компании LegalSupport

X

Закажите звонок

Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш адвокат свяжется с Вами