
Защите прав потребителей услуг МФО сегодня уделяется большое внимание со стороны органов власти и самих компаний.
В данном плане заемщикам оказывается всесторонняя поддержка. В первую очередь, каждая законопослушная МФО заинтересована в полной защите прав потребителей ее услуг. Кроме того, в случае нарушения условий кредитования клиенты могут обратиться в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ РФ. Если кредитор нарушает законодательство, составляя договор займа, то - в Роспотребнадзор. Также принимают вышеописанные жалобы саморегулируемые организации. И, конечно, если потребитель сталкивается с мошенничеством, незаконной передачей его данных третьим лицам, физическим или моральным давлением, то здесь его права будут защищать также правоохранительные органы.
К слову, Центробанк РФ активно работает над тем, чтобы сделать рынок МФО максимально доступным, и над обеспечением полной защиты прав заемщиков. Давайте по порядку. Законодательство, в первую очередь, четко регулирует процентные ставки МФО. ЦБ РФ в начале каждого квартала публикует на своем официальном сайте предельные значения стоимости займов, которые не дают микрофинансистам выходить за их рамки, а клиенту позволяют видеть “потолок” переплаты по займу. Кроме того, ПСК по закону публикуется в верхнем правом углу договора займа каждой МФО, что также направлено на защиту заемщиков от “необдуманного” решения.
Что касается нарушения сроков оплаты займов со стороны клиента, то здесь также предусмотрена “защита”. В первую очередь, каждая добросовестная МФО предлагает заемщику продлевать договор займа неограниченное количество раз с оплатой при этом начисленных процентов. А также с 29 марта объем переплаты не может превышать четырехкратный размер долга, не зависимо от того какова просрочка. Это, кстати, коренным образом повлияло на “очищение” рынка от игроков с сомнительными бизнес-моделями, позволяющими покрывать риски очень завышенными размерами неустоек и существовать за счет долгов клиентов.
Также с 29 марта в полной мере защищены физлица-вкладчики: теперь МФО, принимающие деньги под проценты от граждан, не могут уйти с рынка, не исполнив взятые на себя обязательства по вкладам. Потеря средств теперь невозможна.
А исключение из реестра не чистых на руку кредиторов идет непрерывно: МФО регулирует Центробанк, который обязывает в полной мере соблюдать действующие законы “О микрофинансировании и микрофинансовых орагнизациях” (151-ФЗ), “О потребительском кредите (займе)” (353-ФЗ) и другие, которые в той или иной мере затрагивают деятельность МФО, а также - регулярно сдавать отчетность, соблюдать уголовный и гражданский кодекс РФ и этические и моральные нормы. Каждую законопослушную МФО потребитель может найти в реестре Центробанка на его сайте, что, к слову, в первую очередь должен делать клиент при выборе своего кредитора.
Также каждый клиент должен помнить, что выбранная им МФО обязана предоставлять в открытом доступе полную информацию об условиях выдачи и возврата займов, публиковать на сайте или размещать в офисах правила предоставления займа и документы, дающие право на деятельность, и, безусловно, гарантировать соблюдение тайны об операциях своих заёмщиков. Ни одна МФО не вправе в одностороннем порядке изменять условия кредитования, в частности - ставки по займам, выставлять комиссии, менять сроки действия договоров, применять штрафы.
Законопослушные компании, как правило, ориентированы на клиентов, поэтому соблюдение всех норм и обеспечение комфортного получения и возвращения средств - их первостепенная задача. О мошеннических схемах здесь не может идти и речи.
Каждый заемщик должен помнить: внимательность и обдуманность решений - его главные инструменты при выборе МФО. Необходимо уделить достаточно времени на выбор своего кредитора, изучение условий кредитования и договора займа. Прежде всего, стоит просчитать свои возможности, сопоставить доходы с расходами и быть уверенным, что эти обязательства будут исполнены в полной мере.
Сергей Седов,
генеральный директор сервиса онлайн займов “Робот Займер”