Еще в конце XVIII столетия императрица Екатерина II говорила: «В России все секрет и ничего не тайна»
В состав налоговой тайны входят следующие сведения:
• разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
• об идентификационном номере налогоплательщика;
• о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
• предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами.
Налоговые органы не считают секретными сведения о задолженности компании, даже если невыполненное обязательство перед бюджетом нельзя отнести к налоговому правонарушению (письмо МНС России 5 марта 2002 г. № ШС-6-14/252). Нетрудно догадаться, что наличие у контрагента компании данных о ее задолженности перед бюджетом может негативно сказаться на перспективах делового сотрудничества.
Доступ к сокровенному
Каждое должностное лицо, желающее получить сведения, составляющие налоговую тайну, должно соблюдать установленный порядок (приказ МНС России от 3 марта 2003 г. № БГ-3-28/96 «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов»).
Чтобы получить информацию, госслужащий должен направить в налоговый орган запрос в письменном виде с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.
Если запрос был направлен по почте, то подпись должностного лица подтверждается печатью.
Если заявка подается в электронном виде, тогда подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью.
Кроме этого, у госслужащего должны быть основание (ссылка на закон, устанавливающая право пользователя на получение конфиденциальной информации) и мотив (цель, связанная с исполнением должностных обязанностей) для запроса. Например, мотивом может быть дело в судопроизводстве или оперативно-розыскное мероприятие.
Запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям настоящего порядка, не будут исполнены. За выполнение таких заявок предусмотрена уголовная ответственность (ст. 183 УК РФ). Но вопрос о доступе к налоговой тайне неоднозначен и вызывает массу противоречивых толкований.
Компании без секретов
Как уже выяснилось, госслужащие могут быть наказаны за небрежное обращение с налоговой тайной. Но для компаний, секреты которых были разглашены, гораздо важнее то, как это отразится на них, а не на чиновниках.
Сведения, относящиеся к налоговой тайне, как и к любой иной конфиденциальной информации, в первую очередь интересуют лиц, использующих их против компании.
Такими лицами могут быть конкуренты, которым данные сведения необходимы для определения финансовой устойчивости и перспектив развития предприятия. Кроме того, налоговой тайной могут заинтересоваться специализированные организации, занимающиеся так называемыми недружественными поглощениями и захватами бизнеса. Последним, такая информация просто необходима для анализа деятельности предприятия. При проведении налоговых проверок контролирующие органы могут назначать встречные проверки контрагентов проверяемого налогоплательщика.
Если сведения о встречных проверках попадут к «захватчику», то он сможет определить круг аффилированных фирме организаций.
Значит, он более точно оценит реальный оборот компании, даже если она использует бизнес-схемы с участием индивидуальных предпринимателей и оффшорных компаний. Кстати, компании, которая каким-то образом получила диск с налоговой тайной и стала распространять секретную информацию о других фирмах, не угрожает уголовная ответственность. Ведь, исходя из самого определения, данные предоставлялись не ей, а налоговому органу, и доказать преступный сговор крайне трудно.
На практике налогоплательщик никак не может проследить, кем и каким образом используется информация о нем, предоставленная в налоговые органы.
Следовательно, в случаях, когда такие запросы из налоговых органов приходят зависимым организациям в рамках встречных проверок, необходимо внимательно отнестись к тому, какие сведения стоит представлять, а какие нет.
Напомним, что при проведении камеральных и выездных проверок налоговые органы могут потребовать информацию о деятельности фирмы, связанной с контрагентами.
Читайте подробнее: Камеральная налоговая проверка
Однако инспекция вправе получить у этих лиц только те документы, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (абз. 2 ст. 87 НК РФ). Таким образом, ни балансы контрагентов, ни книги покупок и продаж к таким документам не относятся. Кроме того, налоговые органы не вправе проводить ревизии контрагентов проверяемых компаний, то есть следующего звена бизнес-цепочки, хотя инспекторы часто пытаются это сделать.
На сегодняшний день сложилась однозначная арбитражная практика в пользу фирм (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 сентября 2004 г. по делу № А19-3516/04-5-51-Ф02-3670/ 04-С1, ФАС Московского округа от 1 октября 2004 г. по делу № КА-А40/8815-04).
Как уже выяснилось, госслужащие могут быть наказаны за небрежное обращение с налоговой тайной. Но для компаний, секреты которых были разглашены, гораздо важнее то, как это отразится на них, а не на чиновниках.
Сведения, относящиеся к налоговой тайне, как и к любой иной конфиденциальной информации, в первую очередь интересуют лиц, использующих их против компании.
Такими лицами могут быть конкуренты, которым данные сведения необходимы для определения финансовой устойчивости и перспектив развития предприятия.
Кроме того, налоговой тайной могут заинтересоваться специализированные организации, занимающиеся так называемыми недружественными поглощениями и захватами бизнеса.
Последним, такая информация просто необходима для анализа деятельности предприятия. При проведении налоговых проверок контролирующие органы могут назначать встречные проверки контрагентов проверяемого налогоплательщика.
Если сведения о встречных проверках попадут к «захватчику», то он сможет определить круг аффилированных фирме организаций. Значит, он более точно оценит реальный оборот компании, даже если она использует бизнес-схемы с участием индивидуальных предпринимателей и оффшорных компаний. Кстати, компании, которая каким-то образом получила диск с налоговой тайной и стала распространять секретную информацию о других фирмах, не угрожает уголовная ответственность. Ведь, исходя из самого определения, данные предоставлялись не ей, а налоговому органу, и доказать преступный сговор крайне трудно.
У вас судебный процесс против налоговой?
Проконсультируем. Поможем выиграть процесс. Представим Ваши интересы в арбитражном суде.
Мы перезвоним!Компания может самостоятельно сберечь тайну
Ряд простых шагов позволит минимизировать риск разглашения работниками компании конфиденциальных сведений, использование которых третьими лицами впоследствии причинило компании убытки.
Во-первых, необходимо ограничить круг лиц, владеющих и (или) имеющих доступ к налоговой тайне. Фактически этими сведениями обладает лишь топ-менеджмент, бухгалтерия и финансовый отдел.
Отсутствие текучести указанных кадров, лояльность и высокая мотивация сотрудников устранит саму возможность обнародования информации.
Во-вторых, требуется установить в трудовом договоре личную ответственность работников за разглашение конфиденциальной информации и взыскания за неисполнение этих условий.
Формальная независимость спасет налоговую тайну
Утечка конфиденциальной информации возможна, например, через государственные органы.
Риск в этом случае может уменьшить сетевая, «горизонтальная» организация бизнеса по принципу «одна организация – один бизнес-процесс».
При этом внешние закупки группы должна осуществлять одна компания, продажи – другая, а управление, неформально, будет сосредоточено в третьей.
Налоговым, правоохранительным органам и конкурентам будет труднее собрать информацию об операциях группы (особенно при несовпадении учредителей и должностных лиц).
А по отдельности каждая компания не будет представлять из себя ничего интересного.
Кроме того, правоохранительные органы уделяют недостаточно внимания вопросу сохранения налоговой тайны персоналом соответствующих ведомств. До сих пор неизвестны судебные разбирательства, в результате которых госслужащие были бы наказаны за «недосмотр».
А ведь неоднократно поступали в продажу базы данных с доходами физических лиц и сведениями о налогоплательщиках, известные только налоговым и правоохранительным органам».
16 ноября 2005 года появились изменения в Законе «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
С момента их вступления в силу, многих стал волновать вопрос: что же теперь будет с адвокатской, аудиторской и прочими тайнами?
Неужели каждый аудитор, который проводил проверку на вашем предприятии, повинуясь своему гражданскому долгу, отправит копию аудиторского отчета в налоговую?
А адвокат, после того как вы ему «как на духу» расскажете о своих проблемах, поднимет трубку, наберет номер ФНС и скажет: «Только что у меня был очень подозрительный тип. Записывайте координаты...»?
Что делать в такой ситуации?
Может, больше не обращаться ни к каким специалистам в страхе, что все ваши тайны станут достоянием компетентных органов?
Давайте сразу возьмем за основу, что ваша фирма — самый обычный налогоплательщик, а не пособник террористов и не содержатель наркопритона. С последними - разговор особый, и ограждать мирных граждан от их деятельности — прямая задача государства.
С какой целью я их позвал?
Если вы задаетесь именно этим вопросом, то для начала вспомните, из каких соображений кроме «производственной необходимости» вы исходили, когда обращались к аудиторам или приглашали адвоката для участия в судебном процессе. Почему раньше не беспокоились за сохранность своих тайн?
Прежде всего, и адвокаты, и аудиторы связаны профессиональной тайной по отношению к своим клиентам.
Для первых это закреплено в статье 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Для вторых существует Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В статье 8 закона прописано, что, представляет из себя, аудиторская тайна.
Текст там по сути похожий: «Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам».
Кроме того, не следует забывать, чем именно занимаются аудиторские компании, адвокаты, нотариусы и т. д.
Для этого представителям тех профессий, которые связаны с привлечением к себе клиентов, просто необходима безупречная деловая репутация.
А что от нее останется, если каждый раз, когда, например, аудиторы обнаружат в ваших бухгалтерских документах ошибки, третьими лишними станут налоговики?
Фирма заплатит штраф, и на этом для нее все закончится, а вот аудиторы последствия своей активной гражданской позиции могут расхлебывать долго. Так что от непорядочности никто, конечно, не застрахован, но аудиторам и адвокатам можно вполне доверять, как и раньше. Вряд ли они путают своих «баранов» с государственными. Чего не скажешь о банках. Даже если они не хотят стучать на вас добровольно, существует большая вероятность, что их вынудят к этому обстоятельства. К тому же можно просто оказаться не в том банке не в то время.
Анна ЯРМУЛИЦКАЯ, компания «Главбух»
Читайте популярное: