info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

Выездная налоговая проверка: как избежать проблем

налоговая проверка

Количество выездных проверок в год сократилось более чем в 10 раз – с 70 000 до 7 000 – говорится в докладе руководителя ФНС России Д.В. Егорова в 2022 году. Но многие предприниматели все еще страшатся налоговых проверок. Сегодня поговорим о них – о выездных налоговых проверках и о том, как избежать проблем.  

Содержание:

  1. Причины для проведения выездной проверки,
  2. Сроки выездной проверки,
  3. Допрос сотрудников,
  4. Выемка документов и предметов,
  5. Экспертизы,
  6. На что обратить внимание при вручении акта выездной проверки,
  7. Что делать, если не согласны.

 

Причины для проведения выездной проверки

Начнем с того, что каждый предприниматель может обезопасить себя и заблаговременно оценить риски попадания в план мероприятий выездного контроля. Сделать это просто: в соответствии с Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждена концепция планирования проведения налоговых проверок, в которой закреплены 12 налоговых рисков. Именно по ним налоговые органы производят отбор кандидатов на проведение выездных проверок. Вот они, критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Стоит учитывать, что налоговики заранее проводят анализ многих факторов при отборе кандидатов на выездную проверку, а поскольку ресурсы налоговой службы ограничены, такие выездные проверки проводятся в тех случаях, когда налоговики уверены, что найдут нарушения. И действительно – по статистике, 98% таких проверок заканчиваются штрафами и доначислениями. 

 

Сроки выездной проверки

Выездная проверка налогоплательщика в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса РФ проводится в течение двух месяцев, а сам срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о ее проведении. Однако этот срок может быть продлен до четырех или шести месяцев в следующих случаях:

  • налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;
  • на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
  • вы не представили в установленный срок документы по требованию налоговых органов;
  • имеются иные обстоятельства.

Кроме того, руководитель налогового органа имеет право приостановить проведение такой проверки не более чем на 6 месяцев в строго определенных законом случаях, а именно для:

  • истребования документов или информации
  • получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров
  • проведения экспертиз
  • перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

 

Допрос сотрудников

В рамках проведения выездной налоговой проверки в необходимых случаях возможно проведения допроса сотрудников – свидетелей, которым могут быть известны обстоятельства, имеющие значения для проведения соответствующего контроля. В соответствии со статьей 90 Налогового кодекса РФ в качестве свидетеля может быть вызвано любое физлицо, чьи показания будут занесены в протокол. Однако не могут допрашиваться в качестве свидетеля следующие лица: 1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля; 2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор. При этом отказаться от дачи показаний можно только по основаниям, предусмотренным законом: в случае свидетельствования против себя самого, своего супруга или близких родственников. Необходимо помнить, что неправомерный отказ от дачи показаний, а также дача заведомо ложных показаний влечет налоговую ответственность для физического лица-свидетеля, предусмотренную частью второй ст 128 НК РФ – взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей. 

 

Выемка документов и предметов

Для того, чтобы выявить и подтвердить нарушение положений налогового законодательства, может быть проведена выемка документов и предметов, когда есть достаточные основания полагать, что затребованные документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Согласно пояснениям ФНС, такая выемка может быть осуществлена не только у самого налогоплательщика, но и у его контрагента. У такого процессуального действия ФНС есть свои требования и правила, а именно:

  • Выемка производится на основании мотивированного постановления должностного лица ФНС, осуществляющего проверку
  • Выемку нельзя проводить в ночное время (как правило, ночным временем считается интервал с 22 часов вечера до 6 часов утра по местному времени)
  • Выемка обязательно должна быть произведена в присутствии понятых и лиц, у которых она производится, а также может быть приглашен специалист
  • Должностное лицо налогового органа обязано предложить лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа он будет производить выемку принудительно.
  • Изъятию не подлежат те документы и предметы, которые не имеют отношения к предмету налоговой проверки
  • О производстве выемки должен быть составлен протокол
  • С изъятых документов должны быть сняты копии, заверенные должностным лицом ФНС, и переданы лицу, у которого были изъяты.

Внимание: в соответствии с НК РФ у должностных лиц ФНС отсутствует обязанность вернуть вам оригиналы изъятых документов, поэтому с целью возврата следует направлять в соответствующую инспекцию письмо с требованием вернуть подлинники. В случае из невозврата вернуть документы можно будет только через суд. 

 

Экспертизы

При проведении выездной налоговой проверки может возникнуть необходимость в экспертизе, для проведения которой привлекается эксперт на договорной основе. Она назначается в том случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. В случае проведения экспертизы должностное лицо, вынесшее постановление о ее назначении, обязано ознакомить с ним проверяемое лицо и разъяснить его права. Итак, проверяемое лицо при назначении и производстве экспертизы имеет право: 1) заявить отвод эксперту; 2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц; 3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта; 4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту; 5) знакомиться с заключением эксперта. Кроме проведения основной экспертизы, могут быть назначены повторная (в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности) другим экспертом или дополнительная экспертиза (в случае недостаточной ясности или полноты заключения), которая поручается тому же или другому эксперту. При таких выездных налоговых проверках чаще всего проводятся товароведческая, почерковедческая и строительно-экономическая экспертизы. Кстати, инициировать проведение экспертизы может и сам налогоплательщик: для этого необходимо заявить ходатайство налоговому органу в случае несогласия с его выводами – это поможет бизнесу укрепить свою позицию в случае правоты. Кроме того, можно постараться обернуть ход экспертизы, инициированной налоговиками, в свою пользу: например, поставив дополнительные вопросы перед экспертом. Если же все-таки налоговые органы инициировали экспертизу, а налогоплательщик не согласен с заключением эксперта, есть несколько выходов:

  • Можно провести дополнительную экспертизу
  • Можно провести повторную экспертизу
  • Можно заказать рецензию на экспертное заключение у другого эксперта
  • Можно ходатайствовать о проведении экспертизы в суде

 

На что обратить внимание при вручении акта выездной проверки

После составления справки о проведенной выездной налоговой проверке в течение двух месяцев уполномоченные лица налоговых органов обязаны составить акт налоговой проверки в установленной законом форме. В соответствии со статьей 100 НК РФ этот акт в течение 5 дней с момента его составления должен быть передан налогоплательщику вместе с документами, на основании которых ФНС пришла к выводу о нарушении законодательства. Важно обратить внимание на содержание самого акта:

  • Необходимо указать дату вручения на экземпляре налогового органа и на экземпляре налогоплательщика – именно с этой даты исчисляется срок на подготовку возражений на акт.
  • При вручении акта проверки необходимо сопоставить перечень приложенных к нему документов с перечнем тех, которые были собраны в процессе проверки. Если каких-то документов не хватает, нужно подать заявление в налоговый орган о предоставлении возможности ознакомиться со всеми документами или же в случае отказа истребовать это в суде.
  • Необходимо проверить акт на подлинность: должна стоять печать налоговой инспекции, акт должен быть подписан начальником и исполнителем, а также должен быть указан номер телефона исполнителя проверки.
  • Нужно проверить акт на наличие указания обстоятельств налогового нарушения, выявленного при проведении контрольных мероприятий. Если в акте проверки и принятом решении информация о ссылках на первичные документы и иные сведения отражена не полностью, это указывает на нарушение процедуры проведения налоговой проверки. А это является основанием для признания решения незаконным.

 

Что делать, если вы не согласны

Если вы налогоплательщик, в отношении которого проводилась выездная проверка, и вы не согласны с актом проверки, то в течение месяца со дня его получения вы имеете право представить письменные возражения и дополнительные документы в налоговый орган. Готовить такие возражения необходимо внимательно, поскольку впоследствии суды не рассматривают те доводы налогоплательщиков, которые не были отражены в возражениях. Поэтому важно обращать внимание на содержание таких возражений: они должны содержать не только описание допущенных нарушений при проведении выездной проверки, но еще и обстоятельства и факты, их подтверждающие. Возражения могут быть представлены в налоговый орган, составивший акт, в случае несогласия: с выводами, предложениями, какими-либо фактами, изложенными в акте; с выводами, предложениями, изложенными в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях; с выводами, предложениями или фактами, изложенными в акте проверки. Такие возражения подаются обязательно в письменной форме, а уже на рассмотрении материалов проверки их можно будет дополнить устными доводами. Если же вы подали апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган, но он в течение двух месяцев не принял по ней решение, то вы имеете право обратиться в суд. Для этого составить исковое заявление и приложить к нему доказательство направления апелляционной жалобы и саму жалобу.

Гришин Алексей Александрович
Гришин Алексей Александрович

Директор Омского офиса адвокатского бюро «Правовая гарантия».

Адвокат по банкротству и арбитражным спорам. Опыт более 17 лет.

Поделитесь с друзьями