info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

Права человека в информационном обществе

Права человека в информационном обществе

Аналитика правового регулирования

На сегодняшний день происходит трансформация классических прав человека в иную правовую форму. Это объясняется воздействием информационных и технологических процессов на национальном и глобальном уровне.

Гонтарь Людмила Сколково

Воздействие заключается в том, что в информационном обществе значительная часть общественных функций переходит в сеть «Интернет» (или в darknet), в виртуальную сферу (или киберсферу), что позволяет говорить о совершенно новых вопросах защиты и реализации прав человека.

Правовое регулирование

В российском законодательстве данная категория прав введена федеральным законом от 18.03.2019 г. № 34-ФЗ с 1 октября 2019 г. Под цифровым правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.

Ссылки на тот самый закон предоставляются следующие. Во-первых, это Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В статье 8 указана следующая дефиниция цифровых прав (утилитарных прав): право требовать передачи вещи (вещей), право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности, право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг. Кроме того, в федеральном законе указано, какие права не входят в данную группу: право требовать имущество, право на которое подлежит государственной регистрации, и (или) право требовать имущество, сделки с которым подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению.

Во-вторых, Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где указывается, что под цифровыми правами понимаются цифровые финансовые активы. При этом цифровые права включают денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.

Защита персональных данных

Если оценивать с точки зрения доктрины, то понятие цифровых прав человека гораздо шире. Например, оно также включает право на защиту персональных данных. Защита персональных данных регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». В частности, в федеральном законе закреплено важное правило – согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Кроме того, устанавливаются требования к такому согласию. Оно должно быть:

  • информированным;
  • сознательным;
  • форма подтверждения согласия может быть любой (письменной, электронной).

Также в вышеупомянутом федеральном законе выделяется категория биометрических персональных данных (физиологические и биологические особенности), на основании которых можно установить личность человека. В федеральном законе также обозначены условия, при которых возможна обработка биометрических персональных данных без согласия субъекта (например, обязательная дактилоскопическая регистрация).

Использование информации

Кроме, того следует выделить и права на ограничение либо разрешение использовать информацию, которые регламентируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В федеральном законе закреплено понятие «обладатель информации», которым может являться и гражданин. Обладатель информации располагает следующим перечнем прав:

  • разрешать или ограничивать доступ к информации;
  • определять порядок и условия такого доступа;
  • использовать информацию, в том числе распространять ее по своему усмотрению;
  • передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленным законом основании;
  • защищать установленные законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;
  • осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

В приведенном выше анализе наглядно продемонстрированы направления развития категории цифровых прав. Законодатель предпринимает попытку рассмотреть цифровые права через призму прав и обязанностей субъектов и соответственно создать определенные правовые пределы и дозволения при осуществлении прав в цифровой среде и выработать для этого некие категории.

Оценивать подобные попытки необходимо через метод исключения (анализ видов прав человека и выделение специфики данных прав в какой-то определенной сфере). Таким образом, я полагаю, совершенно верно рассматривать цифровые права как отдельный вид прав человека, а также предпринимать попытки правового регулирования.

Несмотря на положительные направления правового регулирования в целом, следует отмечать с точки зрения научного анализа «крайние» (излишние) включения в законодательство новых правовых конструкций.

Модерация контента

Рассмотрим кейс «о саморегулировании социальных сетей (модерации контента)».

В соответствии с принятыми изменениями, а именно вступившим в силу федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 30 декабря 2020 г. № 530-ФЗ был принят особый порядок модерации контента владельцами социальных сетей. Следует отметить, что введение положения о модерации контента, связанного с экстремистской деятельностью и другой общественно опасной деятельностью, вполне оправдано. Однако контроль нецензурной лексики вызывает определенные сомнения, также как и порядок оценки информации (а именно обязанности владельца сообщить в федеральный орган власти, о случае возникновения затруднений в ходе оценки той или иной информации).

Не менее важными являются требования к правилам использования социальной сети, которые тоже устанавливаются новым законодательством. Возникает ряд вопросов в части практического применения норм к иностранным владельцам социальной сети и т.д.

Подобные новшества могут иметь обратную сторону медали, которая связана с проблемой «юридической чистоты», а именно стремлением сделать идеальную правовую базу.

Безусловно, подобные стремления заслуживают положительной оценки, но не следует забывать о правовых рисках, связанных с невозможностью реализации тех или иных административных мер. Таким образом, это ставит под угрозу реализацию тех или иных цифро-правовых правомочий конкретных субъектов.

Подводя итог, можно сделать вывод о постепенном развитии концепции цифровых прав человека и чередовании проб и ошибок в сфере регламентации тех или иных правомочий. Постепенное понимание природы цифровых прав и их сущности позволит создать хорошую правовую базу для конкретного гражданина уже в развивающемся информационном обществе.


Гонтарь Людмила,

Руководитель Цифрового образовательного проекта «knowledge+»,

Эксперт ТРГ «Сколково», эксперт РСМД

Читайте далее:

Нацизм, наркотики и животные: интересные законопроекты

Полиция, призывники, общественный транспорт: законопроекты

Безопасная цифровизация и цифровой нотариат

Поделитесь с друзьями
Похожие статьи
КС позволил СМИ публиковать общедоступные данные врачей
Многие из тех, кто хотя бы раз искал в интернете нужного врача, сталкивались с таким…
Улучшение жилищных условий: рождение ребёнка
Чиновники обвинили российскую семью в намеренном ухудшении своих жилищных условий. Выразилось «намеренное ухудшение», судя по…
Что изменится с появлением «налога на Google»?
В конце июня закон о так называемом «налоге на Google» одобрили члены Совета Федерации, он…