shveda mal

Последствия Brexit для Евросоюза

В истории Европейского союза Великобритания всегда занимала особое место, хотя и была исключением для ЕС.

Британцы получали на протяжении всего европейского строительства так называемую систему «Opt-out», которая им позволяла индивидуальное интегрирование. Общая концепция Франции и Германии не была одобрена Великобританией, которая не приняла ни евро, ни Шенгенскую зону и пользуется оговорочной системой в пространстве свободы, безопасности и справедливости. Соединённое Королевство также не полностью подчиняется Хартии по основным правам человека Европейского союза, закрепляющей некоторые основные права.
Лиссабонский договор от 2009г. дает право любой стране-члену решить, в соответствии со своими конституционными правилами, выходить или нет из ЕС. Это право любой страны, не требующее никакого обоснования. Статья 50 договора ЕС определяет условия добровольного или одностороннего выхода. Союз должен вести переговоры на протяжении двух лет с государством, которое хочет оставить союз. Если стороны пришли к консенсусу, подписывается соглашение, которое Shvedaфиксирует условия этого выхода. Договоры прекращают применяться к государству, которое желает оставить союз, начиная со дня вступления в силу соглашения или как минимум после его двухлетнего извещения.
Таким образом, у Европейского союза и Великобритании есть максимум два года, чтобы организовать английский выход из состава ЕС.
Cтанет ли Париж после выхода Великобритании из ЕС главным экономическим центром Евросоюза?
На сегодняшний день Франция является одной из шести стран, наиболее затронутых Brexit. Если в дальнейшем не будет заключено соглашения о свободной торговле между Великобританией и Европейским союзом, то есть если Великобритания покинет не только политическое объединение ЕС, но и экономическое, все стороны пострадают.
Если мировые инвестбанки не смогут вести бизнес по всей Европе, согласно европейским правилам свободной торговли, они смогут покинуть Сити и переместить своих сотрудников в Париж, Люксембург или Франкфурт. Тогда Париж может стать главным экономическим центром Евросоюза.
Но лидеры ЕС заинтересованы в том, чтобы Евросоюз сохранил тесные экономические отношения с Великобританией, так как это очень важный торговый партнер всего ЕС, особенно Франции.
Удар по французской экономике может быть также значителен и Brexit может привести к дезинвестиции французских предприятий в Великобритании и британских предприятий во Франции. Больше всего изменения могут затронуть финансовые услуги, автомобилестроение, химическую промышленность и продовольственный сектор.
Но позволить Великобритании сохранить все экономические преимущества – не представляется возможным, так как другие страны захотят выйти из ЕС, сохранив экономические взаимосвязи и льготы внутреннего рынка.
Европейские законы будут действовать до подписания новых соглашений или, возможно, до восстановления франко-британского договора от 1956 г.

Трудовые контракты не должны быть затронуты, так как они уже приспособлены к местному праву. Но если Евросоюз примет строгие правила и установит визовый режим, Великобритания сможет поступить так же. Работников, которые работают в Великобритании, могут обязать просить разрешение на работу.
На сегодняшний день европейское право разрешает каждому европейцу, потерявшему работу, переехать в другую страну и продолжать получать на протяжении 3 месяцев пособия по безработице. Например, француз, который работал в Великобритании, будет получать свои пособия так, как будто он работал во Франции.
Без никакого соглашения между Великобританией и Евросоюзом безработный будет входить в список стран вне ЕС и получение его пособий будет иметь факультативный характер при условии, что он проработал 18 месяцев на протяжении последних двух лет.
Это касается и пенсионных пособий. Сегодня, тот, кто работал в Великобритании, получает свою пенсию во Франции без трудностей. После Brexit это будет зависеть от нового соглашения между сторонами.
В долгосрочной перспективе могут возникнуть и политические риски, когда в других странах также начнутся призывы к референдумам.
Будет ли более весомой роль Франции?
Франция играла и будет играть центральную роль в Евросоюзе. Это одна из его стран — основателей, она является с Германией лидером в ЕС после выхода британцев. Европейский совет на собраниях 28 и 29 июня 2016 г. сконцентрировался на политических последствиях референдума Великобритании.
Руководители стран ЕС должны также рассмотреть другие срочные вопросы: миграционный кризис, единый рынок для стимулирования роста и трудоустройства, а также усиления безопасности ЕС в сотрудничестве с НАТО.
Надо прийти к политическому консенсунсу и защитить экономическое пространство ЕС, существенно затронутое политическими обстоятельствами. Но неопределенность будет сохраняться еще достаточно длительный период времени. Пока не ясно, как будет происходить выход, какие соглашения будут заключены между ЕС и Великобританией, какой рынок взаимодействия будет согласован. Это будут очень сложные и долгие переговоры, в которых французское государство сыграет основную роль. В этой ситуации инвесторы должны быть очень бдительными, так как у них могут появиться новые возможности и перспективы.

Инна Шведа – адвокат коллегии адвокатов г. Клермон-Ферран (Франция)