Изменение наименования СМИ: комментарий юриста

изменение наименования СМИ

Изменение наименования средства массовой информации в результате нарушения исключительного права на товарный знак   

С развитием экономики и общественных отношений в России возникла необходимость в своевременном информировании потребителей о различных предложениях на рынках товаров и услуг.

В различных регионах стали появляться рекламные издания, специализирующиеся на различных сегментах рекламного рынка.

Зачастую у таких изданий имеется сходное наименование.

Условия лицензирования СМИ запрещают регистрацию одинаковых по названию СМИ в оном и том же регионе, но допускает регистрацию СМИ с названиями сходными до степени смешения.

Сходные названия с точки зрения закона

С точки зрения законодательства о товарных знаках два обозначения считаются сходными до степени смешения, если они ассоциируется друг с другом в целом, несмотря на их отдельные отличия. Указанные обстоятельства служат препятствием для продвижения издания в другие регионы, конечный потребитель будет путать издания либо полагать, что они принадлежат одному издателю.

В случае если у издания, желающего выйти на рынок другого региона, есть свидетельство о регистрации названия СМИ в качестве товарного знака, это название может быть предложено для использования на основе лицензионного договора.

В случае отказа в сотрудничестве возможно использование административных и судебных механизмов с целью заставить издание сменить своё название.

И это не будет являться ущемлением прав СМИ, поскольку как указал Президиум ВАС РФ в Постановлении № 3578/05 от 05.07.2005 г. требование о прекращении нарушения и пресечении действий, нарушающих право, направлено на защиту гражданских прав (исключительных прав на товарный знак), а не на прекращение деятельности средства массовой информации, как ошибочно полагали суды, и может быть связано с изменением названия периодического печатного издания.

Пример

Так московский издатель Некоммерческое партнерство "Группа Компаний "Норма-Холдинг", правообладатель товарного знака со словесным элементом "Стройка", зарегистрированного в Роспатенте для товаров и услуг: газеты и их доставка, ещё в 2004 г. предложила омской издательской группе "ДиМарк", выпускающей рекламную газету о строительном рынке "Стройка в Омске" с 2000 г., заключить лицензионный договор на право использовать данное наименование в своем издании.

Однако, ИИГ "ДиМарк" отказалась от сотрудничества, и москвичи предложили лицензию конкуренту – "ТРИЭС. Издательский дом", омскому издателю газеты строительной направленности "Курс цен. Новостройка". ИД "Триэс" согласился при условии, что конкуренты переименуют своё издание. Конечно, добровольно менять название ИИГ "ДиМарк" не собиралось, и НП ГК "Норма-Холдинг" вынуждено было предпринять меры для обеспечения своего представительства на омском рекламном рынке.

В ноябре 2004 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области было вынесено решение, которым действия редакции газеты "Стройка в Омске" ИИГ "ДиМарк" в части незаконного использования товарного знака "Стройка", в названии газеты признаны нарушающими ст. 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". На основании данного решения УФАС Омской области выдало предписание, в котором ИИГ "ДиМарк" указано в недельный срок прекратить незаконное использование в названии газеты "Стройка в Омске" товарного знака НП ГК "Норма-Холдинг".

ИИГ "ДиМарк" изменила обозначение: вместо заглавной буквы "С" поместила фигуру незамкнутого треугольника зелёного цвета, которая наложена сверху на чёрного цвета стрелку, стилизованную под строительный инструмент – мастерок, верхняя часть зеленого цвета представляла собой букву "С", выполненную вокруг стилизованного мастерка. Зелёный цвет и отделение от стрелки просветом проводит четкую смысловую грань между этими графическими элементами: в черном цвете – изображение мастерка, а в зеленом – буква "С", воспринимающаяся в контексте графики последующих букв - "т", "р", "о", "и", "k", "а", верхняя узнаваемая часть которых зелёная, а нижняя – чёрная. То есть ИИГ "ДиМарк" полагала, что стилизованный мастерок, заменивший букву "С", позволит читать название газеты как "тройка в Омске". Редакция даже получила свидетельство о регистрации средства массовой информации с этим названием.

С такой ситуацией "Норма-Холдинг" не стала мириться и обратилась в арбитражный суд Омской области. В первоначально заявленных требованиях в соответствии с положениями ст. 46 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" истец (НП ГК "Норма-Холдинг") просил обязать ответчика (ЗАО ИИГ "ДиМарк") прекратить введение в гражданский оборот товаров с обозначением, сходным до степени смешения с товарным знаком истца; обязать ответчика за его счёт уничтожить произведённую контрафактную продукцию; обязать ответчика опубликовать решение суда в целях восстановления деловой репутации.

В ходе судебного разбирательства ответчик утверждал, что не использует товарный знак истца, а его издание называется "Тройка в Омске", смена названия произошла до обращения истца в суд. Впрочем, выяснилось, что, например, на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот наименование издания указывалось как "Стройка в Омске".    

То же самое относилось и к рекламе газеты в иных изданиях; в доменном имени в сети Интернет, в адресе электронной почты использовалось слово stroyka на латинице. Кроме того, на протяжении 25 номеров газеты указывались реквизиты СМИ "Стройка в Омске", впоследствии ответчик утверждал, что это ошибка редакции, и на ответственных лиц наложено взыскание.

Всё это подпадало под нарушения с точки зрения Закона о товарных знаках.
Сторонами были представлены суду два заключения патентных поверенных по вопросу сходства до степени смешения двух обозначений, содержащих противоположные выводы, одно ¬– о сходстве до степени смешения, другое – о его отсутствии.

Довольно сильным ходом со стороны ответчика была полная смена наименования издания. Спустя девять месяцев после начала судебного процесса, видя, что его доводы опровергаются представителями потерпевшей стороны, ответчик инициировал процедуру смены названия.

В течение нескольких месяцев на улицах города висели плакаты, сообщающие о том, что газета меняет своё название: "Стройка в Омске" –> "Стройгазета", причём первая буква названия сохранила стилизацию строительного мастерка.

В итоге, все доводы ответчика свелись к необходимости отказа в иске, поскольку нарушения на момент вынесения судебного решения нет, следовательно, нет и не должно быть ответственности за прошлые нарушения исключительных прав истца. Вследствие этого истцу пришлось уточнить исковые требования и просить суд констатировать сходство до степени смешения двух обозначений, а также признать факт нарушения исключительных прав истца.
Рассмотрев и оценив обстоятельства дела, суд решил удовлетворить изменённые исковые требования НП ГК "Норма-Холдинг".

Таким образом, потребитель теперь не будет путать сходные наименования изданий либо полагать, что они принадлежат одному издателю. Такие ситуации не возникнут, если владельцы СМИ будут ответственно подходить к выбору названий для своих изданий. Что предполагает обращение в Роспатент, самостоятельно либо через патентных поверенных для проверки и последующей регистрации удачных названий СМИ в качестве товарных знаков. Свидетельство на товарный знак защищает правообладателя от посягательств конкурентов, гарантирует уникальность такого обозначения на территории всей России и позволяет вкладывать денежные средства в рекламу названия своего издания.         Игнорирование этих простых правил часто приводит к потере имени издания и необходимости нести новые затраты на продвижение издания с другим именем.

Егор Александрович Гордеев, юрист

Поделитесь с друзьями
Похожие статьи
Нематериальные активы
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ: ПРИЗНАНИЕ И УЧЁТ Цой Ольга Юрьевна,директор Группы компаний «Главбух» Основной документ по бухгалтерскому…
Коммерческие наименования
Интеллектуальная собственность Наталья Юрьевна Арент,Директор ООО «ПрофИТ» В настоящее время современные предприниматели пользуются значительным количеством…
Информационное общество
Плюсы и минусы информационного общества Интерес к проблемам информационного общества достаточно стабилен уже в течение…
X

Закажите звонок

Наш специалист свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш менеджер перезвонит вам!