Некоторые аспекты развития негосударственного высшего образования в России в современных условиях

В России негосударственные (платные) вузы появились официально 15 лет назад, после принятия закона «Об образовании» понятно, что за обучение платили и раньше. Так значительное количество советских абитуриентов оплачивала труд репетиторов. Это неузаконенные частные образовательные услуги. Появление же легального сегмента негосударственного высшего образования изменило ситуацию на российском образовательном рынке и если в 1993/1994 годах в России появились лишь 78 негосударственных вузов, то сейчас мы имеем следующую картину.

 

Показатели 2005 г.

Некоторые аспекты развития негосударственного высшего образования в России в современных условиях

Так мы видим, что негосударственные вузы уже в 2005 г . составили 63 % от общего числа вузов; 18 % - числа студентов имелось в негосударственных вузах, на очном отделении училось 9,8 % студентов; выпускников негосударственных вузов было 17,7 % от общего числа выпускников. Эти данные подтверждают очень неплохую динамику развития негосударственного сектора рынка образовательных услуг в России.
Целью данной статьи является освещение некоторых наиболее важных, на взгляд автора, аспектов развития негосударственного высшего образования в современных условиях.
На западе давно перестали делить образование на государственное и частное. У нас же в России недоверие к негосударственным вузам велико. Потому, что считается, что если за образование берут деньги, то уже точно ничему не учат, просто проставляют в ведомости зачеты и экзамены, никого не отчисляя. Хотя и в государственных вузах существуют целые группы студентов не появляющиеся не только на занятиях, но и на экзаменах, причем это не единичное явление. Как раз наоборот именно в коммерческих вузах откровенного взяточничества меньше, так как там стремятся строить отношения со студентами по законам рынка.
В журнале «Вестник образования», июльском номере за 2008 г. опубликован проект «Современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики». При знакомстве с этим документом, видно, что он практически игнорирует проблемы развития негосударственного высшего образования в России.
А ведь негосударственное высшее образование - свершившийся факт, к которому государство должно подойти со всей серьезностью, выявив как положительные, так и отрицательные черты данного явления.
Негосударственные вузы появились в условиях, когда государственное высшее образование было дефицитом, когда студенческий билет продавался и покупался.
Первые негосударственные вузы предлагали в основном специальности гуманитарного цикла как пользующие большим спросом, оно не требует значительных затрат на дорогостоящее оборудование. Но именно такие специальности на стыке прикладного и гуманитарного, были наиболее востребованы. Да и сейчас список наиболее популярных специальностей возглавляют экономические дисциплины, юридические, менеджмент. И кроме того не нужно забывать, что рыночная экономика предъявляет совсем иные требования к обучению экономическим, юридическим, политическим и психологическим знаниям.
Поначалу, в среде частных вузов народились откровенные халтурщики. Но сейчас после государственного лицензирования остались качественные учебные заведения. Нужно отметить, что де-факто власти начинают понимать бесперспективность разделения вузов на государственные и негосударственные. Чиновники высокого ранга экс-министры и министр образования заявляли о необходимости и государственным и негосударственным вузам предоставить возможность получения бюджетных средств.
Созданная Ассоциация негосударственных вузов отмечает, что в настоящее время негосударственные вузы стали силой, с которой нельзя не считаться. Тем не менее, по сравнению с государственными вузами негосударственные вузы находятся в неравном положении и высказывают свои претензии государству:
1.Их студенты платят дважды: «за себя» - непосредственно учебному заведению и «за того парня» - в виде налогов, за счет которых финансируются бюджетные места.
2.Расходы госвузов на аренду помещений в 200 раз меньше, чем у негосударственных.
3.Представители госвузов имеют подавляющее большинство в органах, оценивающих качество образования, а оценивают они своих конкурентов.
4.До сих пор негосударственные вузы не допускались к участию в конкурсах, дающих право на бюджетное финансирование.

 

Необходимо отметить, что негосударственные вузы по сравнению с государственными, имеют определенные достоинства, а именно:
1.Меньшая затратность средств на одного обучающегося;
2.Постоянная готовность к смене программ, специальностей, отчего зависит конкурентоспособность данного вуза;
3.Большая гибкость учебного процесса;
4.График занятий удобный для работающих студентов;
5.Блочная система изучения учебных дисциплин;
6.Индивидуально-ориентированный подход к каждому студенту;
7.Использование новых педагогических технологий;
8.Творческое развитие преподавания учебных дисциплин;
9.Демократическая атмосфера в вузе и уважение каждого студента, как полноправной личности;
10.Гибкие сроки зачисления (например, формирование несколько потоков в один год);
По мнению многих специалистов, по целому ряду специальностей обучение целесообразно вести только в госвузах. Для подготовки современных физиков, химиков, инженеров, математиков, врачей необходимы мощные университетские комплексы, дорогостоящее оборудование. Эти специальности должны оставаться в ведении государства.
В тоже время, хороших экономистов, юристов, журналистов и дизайнеров, лингвистов, психологов и управленцев могут обучать компактные негосударственные вузы, способные платить хорошие деньги своим профессорам.
В государственном вузе преподаватель «связан по рукам и ногам»: стандартами, программой, официально утвержденным учебником, сеткой часов лекций и семинаров. Появляется в таких вузах консерватизм: годами повторяется то, что преподавателем наработано. Но есть немало преподавателей, которые хотят экспериментировать, искать новые подходы к преподаванию, менять содержание программы. Негосударственный вуз – идеальное место для таких преподавателей. Например, самый эффективный метод подготовки менеджеров – метод ситуационного анализа – появился именно в частном университете в Гарварде и стал известен как гарвардский метод.
Негосударственный вуз привлекателен для преподавателей и тем, что зачастую он может иметь большие ресурсы для организации и технического оснащения учебного процесса. Как правило, профессора в негосударственном вузе обретают свободу, самостоятельность и независимость.
Уже упоминалось, что в негосударственных вузах преподавателей привлекает и величина оплаты их труда, значительно превышающая усредненные стандарты заработной платы в структуре государственного образования. Немало способных преподавателей уходят из государственных вузов в негосударственные в поисках лучшей зарплаты. Оплата в негосударственном учебном заведении одновременно является и более высокой и более гибкой, что дает возможность учитывать особенности преподавательского труда и преподавательский талант.
В современных условиях негосударственные учебные заведения становятся полигоном для различного рода педагогических экспериментов.
Негосударственное образование - гарант экономических свобод, присущих современному гражданскому обществу. Люди недовольные государственным образованием за свои деньги могут обучать детей в таком образовательном учреждении, где ребята будут чувствовать себя комфортно. Наличие негосударственных образовательных учреждений позволяет гражданам, находящимся в политической оппозиции, учить своих детей согласно собственным воззрениям. Частное образование - и это показывает мировой опыт – главный фактор формирования наиболее образованных людей данного общества. Количество деловой и политической элиты выше в тех странах, где есть эффективное частное образование.
Вышеперечисленные достоинства дают возможность выжить негосударственному вузу в сложной конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг.
Однако негосударственным вузам никто не помогает. Они развиваются исключительно за счет платы за обучение вносимой студентами. Тем не менее, как самостоятельный социальный институт, негосударственное высшее образование занимает свою нишу в обществе. Отношения с негосударственными вузами весьма разнообразны: это и конкуренция и сотрудничество.
Государство должно принять меры, чтобы это была честная конкуренция, и сотрудничество развивалось для получения высшего образования как можно большими слоями населения.
Высшее образование - это такое социальное благо, которое не может быть одинаковым для всех и иметь одинаковую ценность для каждого члена общества. Более того, дифференциация доходов и рост числа негосударственных вузов дают основания утверждать, что в современной России достаточно широкая прослойка людей, готовых и способных оплачивать услуги высшего образования.
Представляется, что место негосударственного высшего образования в обществе следует определять не только по количественным показателям, но и по его социальной роли:
1.Оно оттягивает на себя значительный контингент студентов, способных оплачивать свое обучение, но очень мало подготовленных к получению высшего образования.
2.Оно предоставляет возможность учиться тем, кому государство не может дать такой возможности (большие конкурсы на пользующиеся спросом специальности)
3.Негосударственное образование создает конкурентные отношения, заставляя государственные вузы быть более мобильными, инновационными.
Из всего вышесказанного можно сделать выводы:
1.Развиваться должна и государственная и негосударственная высшая школа
2.Условия честной конкуренции дадут возможность развиваться российской высшей школе более эффективно, следуя общемировым тенденциям
3.У потребителя на образовательном рынке будут более широкий выбор вуза
4.Государственным и частным вузам должны быть созданы со стороны государства равные условия для развития.

 

Список литературы:

 

1.Ратманский В. «Вуз государственный - вуз частный: кто лучше» «Обучение в России и за рубежом», 2007, № 4 с. 32-33.
2.«Вестник образования», 2008 , № 14 с. 29-57.
3.Изнанцев В.»Больше вузов хороших и разных» «Обучение в России» , 23004, № 5 с. 20-21.
4.Лукьянова И. «Негосударственные знания», «Карьера»,2004, № 5.
5.Ушакова М.В. «Российский рынок образовательных услуг и его специфика», «Социально – гуманитарные знания», 2004,
6.№5 с.254-264.

X

Закажите звонок

Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш адвокат свяжется с Вами