info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

Понижена ставка рефинансирования

Понижена ставка рефинансирования ЦБ РФ

Совет директоров Центробанка понизил ставку рефинансирования ЦБ РФ на 0,5 процента. С 24 апреля ставка составит 12,5 процента годовых. Напомним, что в последний раз ставка рефинансирования изменялась 1 декабря прошлого года, когда она была повышена до 13 процентов.

Указание Банка России от 23.04.2009 N 2222-У «О размере ставки рефинансирования Банка России».

Для документального подтверждения расходов на услуги связи не нужно ежемесячно составлять акт об оказании услуг

Услуги связи, как правило, оказываются в течение длительного срока, а документы об их оказании составляются по окончании действия договора или в конце года. В некоторых случаях для упрощения расчетов составляются также ежемесячные акты об оказании услуг. Однако Минфин указал, что НК РФ не установлен отдельный порядок признания расходов на услуги связи, поэтому ежемесячное составление такого акта не является обязательным для документального подтверждения расходов по налогу на прибыль. Как указало финансовое ведомство, если по условиям договора или действующему законодательству ежемесячное составление акта об оказании услуг связи не нужно, то для документального подтверждения расходов оно также не требуется.

Письмо Минфина России от 16.04.2009 N 03-03-06/1/247.

Если в свидетельстве о рождении отец ребенка записан со слов матери, она имеет право на стандартный вычет в двойном размере

С 1 января текущего года единственному родителю ребенка предоставляется стандартный вычет по НДФЛ в двойном размере. При этом понятия «единственный родитель» НК РФ не содержит. Как указал Минфин, такое понятие может включать случаи, когда отцовство юридически не установлено, а сведения об отце в справку о рождении ребенка вносятся на основании заявления матери. В такой ситуации, как считает финансовое ведомство, мать ребенка может получать удвоенный вычет вплоть до месяца, следующего за месяцем установления отцовства ребенка или наступления иных обстоятельств, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ (например, вступления в брак).

Аналогичную позицию Минфин России высказывал в Письмах от 15.04.2009 N 03-04-05-01/218, N 03-04-06-01/94 и многих других.

Письмо Минфина России от 15.04.2009 N 03-04-05-01/219.

Органы местного самоуправления могут издавать акты об изменении значения коэффициента К2, имеющие обратную силу

В силу п. 7 ст. 346.29 НК РФ значение корректирующего коэффициента К2 для плательщиков ЕНВД устанавливается органами местного самоуправления на срок не менее года. Минфин проанализировал положения ст. 5 НК РФ, в соответствии с п. 4 которой акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщика, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. На основании этого финансовое ведомство пришло к выводу, что акты органов местного самоуправления, в соответствии с которыми действующее значение коэффициента К2 понижается, могут иметь обратную силу, если это указано в самом акте. То есть органы местного самоуправления вправе предусмотреть, что новое (сниженное) значение коэффициента применяется к отношениям, возникшим с начала того года, в котором был принят нормативный акт, или даже ранее.

Если же акты об изменении значения коэффициента ухудшают положение налогоплательщиков, то они вступают в силу только с начала следующего календарного года, на что отдельно указал Минфин.

Письмо Минфина России от 10.04.2009 N 03-11-06/3/96.

Минфин разъяснил, какие меры свидетельствуют о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента

В 2006 г. в Постановлении от 12.10.2006 N 53 Пленум ВАС России ввел новый термин - получение необоснованной налоговой выгоды (при обнаружении чего налогоплательщика признают недобросовестным). В п. 10 Постановления говорится следующее: налоговая выгода может быть признана таковой, если инспекция докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом. В чем проявляется должная осмотрительность, ВАС не разъяснил, а налоговое законодательство вообще не содержит такого понятия. Вышло первое разъяснение Минфина, касающееся проявления должной осмотрительности. Финансовое ведомство указывает, что об осторожности и осмотрительности при выборе контрагента свидетельствуют следующие меры: получение от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверка наличия сведений о нем в ЕГРЮЛ, получение документов, подтверждающих полномочия должностных лиц, и использование официальных источников информации о деятельности контрагента.

Отметим, что Минфин привел список основных мер, направленных на проверку добросовестности контрагента. Есть масса судебных решений, подтверждающих, что истребование и получение перечисленных сведений свидетельствует о проявлении должной осмотрительности, однако этот перечень нельзя считать закрытым. Для проверки добросовестности партнеров и защиты от претензий инспекции налогоплательщики истребовали самые разные документы: копию устава контрагента (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.10.2008 N А55-723/08), заявление об отказе от применения льготы по НДС (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.10.2007 N А05-2506/2007), договоры (Постановление ФАС Московского округа от 25.09.2008 N КА-А40/8188-08-П), лицензии (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.08.2008 N А33-12194/07-Ф02-3830/08) и многие другие. И все эти действия, по мнению судов, свидетельствовали о должной осмотрительности налогоплательщиков. Более подробно данный вопрос рассмотрен в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Письмо Минфина России от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177.

При определении статуса физлица дни въезда и выезда включаются в общее время пребывания на территории РФ

Налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом в Кодексе не разъясняется, как учитываются дни въезда и выезда из России (как время нахождения на территории РФ или за ее пределами). Согласно п. 2 ст. 6.1 НК РФ установленный

налоговым законодательством срок начинает отсчитываться на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Минфин считает, что для определения статуса физического лица положения ст. 6.1 НК РФ не применяются. По мнению финансового ведомства, в данном случае имеют значение фактические дни нахождения лица в РФ, то есть учитываются все дни, когда оно пребывало на территории России, включая дни приезда и отъезда.

Аналогичная позиция выражена в Письме Минфина России от 03.07.2008 N 03-04-05-01/228. ФНС России также поддерживает данную точку зрения (Письмо от 04.02.2009 N 3-5-04/097@ «О статусе налогового резидента»).

Письмо Минфина России от 07.04.2009 N 03-04-05-01/171.

При применении УСН доходы, полученные при оплате банковскими картами, учитываются в периоде поступления средств на счет

При оплате товаров, работ или услуг банковскими картами кассир пробивает чек в момент оплаты, а средства приходят на счет продавца через какое-то время, иногда через несколько дней. Организация, применяющая УСН, обратилась в Минфин с вопросом о порядке учета дохода, полученного от покупателя при оплате банковской картой, если чек пробит в одном периоде, а средства поступили на счет налогоплательщика в другом.

Финансовое ведомство пришло к выводу, что при оплате покупателями товаров

пластиковыми карточками такая организация учитывает доходы в момент поступления средств на ее расчетный счет. Объясняется это следующим. В силу п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, учитывают доходы от реализации в соответствии со ст. 249 НК РФ. Последней установлено, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) в денежной или натуральной формах. При этом датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках или в кассу, поскольку упрощенная система предполагает применение кассового метода учета доходов (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Письмо Минфина России от 03.04.2009 N 03-11-06/2/58.

Налогоплательщики, применяющие УСН или ЕСХН, вправе вести книги учета доходов и расходов по формам, которые утверждены до вступления в силу новых форм

31 декабря прошлого года Минфин России выпустил два Приказа, утвердив формы книг доходов и расходов: N 154н - для налогоплательщиков, применяющих УСН, и N 159н - для плательщиков ЕСХН. Данные Приказы вступили в силу в начале апреля текущего года (через месяц с момента официального опубликования), то есть фактически первые три месяца 2009 г. они не имели юридической силы. ФНС России разъяснила, что в 2009 г. налогоплательщики вправе вести книги учета доходов и расходов по формам, которые были утверждены налоговыми органами на 2009 г. до вступления в силу указанных Приказов Минфина.

Письмо ФНС России от 01.04.2009 N ШС-17-3/71@ «О направлении Приказов Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2008 N 154н и 159н».

 Материал подготовлен в ООО «Темаск-Информ» на основе электронной базы данных СПС КонсультантПлюс.

Поделитесь с друзьями
Похожие статьи
Незаконное обогащение или немного о бухгалтерском беспределе
По просьбе журнала «Правовая гарантия» эксперты рассказывают интересные случаи из практики. Елена Васильева, ведущий эксперт…
Аутсорсинг бухгалтерских услуг — в помощь малому и среднему бизнесу
Становление, развитие, сохранение бизнеса всегда связано с оптимизацией расходов предприятия, с необходимостью достичь финансовой стабильности,…
Бухгалтерский аутсорсинг: кому он подходит
В современных рыночных условиях с каждым днем повышается роль бухгалтерии, как источника информации, необходимой для…