ПРАВА НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ

3358
ПРАВА НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ

Социальное страхование наемных работников

Современный период развития системы социального обеспечения в Российской Федерации связан с усилением страховых принципов. Социальное обеспечение предоставляется большинству граждан в порядке социального страхования, то есть с учетом уплаченных за них страховых взносов.

Между тем, непоследовательность в осуществлении социально-страховых реформ приводит к ущемлению конституционного права граждан на социальное обеспечение, а потому является абсолютно недопустимой.

В полной мере это утверждение относится к проблеме реализации права наемных работников на социальное страхование и социальное обеспечение, которая, очевидно, должна разрешаться с помощью системы правовых средств, применяемых в различных отраслях права – трудовом, финансовом, праве социального обеспечения, административном и др.

Социальное страхование тогда и сейчас

Долгое время социальное страхование наемных работников относили к трудовому праву, а колхозников – к колхозному . Это отражало классовый подход к социальному обеспечению, который существовал в нашей стране до 1990 г.

В нынешних условиях соотношение норм о социальном страховании с трудовым правом значительно изменилось.

Если ранее социальному страхованию подлежали в основном наемные работники (собственно, иных форм реализации права на труд долгое время просто не было, а имевшиеся не получили большого распространения), то сейчас социальное страхование некоторых видов распространено на предпринимателей, частных нотариусов, лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги по гражданско-правовым договорам, и другие категории граждан.

Несмотря на это, основной социальной группой, которая охвачена социальным страхованием, продолжают оставаться наемные работники.

Во-первых, на них распространяются все существующие на сегодня виды обязательного социального страхования: пенсионное, медицинское, на случай временной нетрудоспособности и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Необходимо подчеркнуть, что обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности распространяется исключительно на лиц наемного труда. Добровольные модели ориентированы на защиту от указанного риска лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой .

Во-вторых, даже в тех видах социального страхования, которому подлежат не только наемные работники, но и прочие категории граждан, их доля в структуре застрахованных максимальна в сравнении с самозанятыми лицами.

В-третьих, поскольку социальное страхование в нашей стране изначально было ориентировано на защиту от социального риска именно наемных работников, все элементы социально-страховой системы адаптированы к особенностям социального риска данной категории граждан.

Социальный риск

Социальный риск в этом случае носит классический характер: он представляет собой возможность утраты заработка по причинам, не зависящим от воли работника. Поскольку заработная плата наемного работника представляет собой его гарантированный доход, при наступлении страховых случаев она должна компенсироваться за счет средств социально-страхового фонда, созданного путем уплаты работодателями страховых взносов. Доход самозанятых граждан не является гарантированным, поэтому их социальные риски отличаются существенной спецификой, что и отражается на характере социального страхования (во многих случаях оно является добро-вольным).

Нормы соц.страхования в соответствии с ТК РФ

В связи с изложенным неоднозначной оценки заслуживает то обстоятельство, что при принятии Трудового кодекса РФ нормы, регулирующие отношения по социальному страхованию, не были в него включены, в том время как Кодекс законов о труде содержал главу XVI, которая называлась «Государственное социальное страхование».

Несмотря на то, что нормы о социальном страховании были закреплены в КЗоТ РФ, при назначении пенсий и пособий правоприменители ссылались не на его положения, а на нормы специальных законодательных актов, например, Закона о государственных пенсиях, Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, и др.

Внимательный анализ положений, содержавшихся в указанной главе Кодекса законов о труде, приводит к выводу о том, что практически все эти нормы имели отсылочный характер (к примеру, ст. 2401, 241, 2432).

Применяемая в КЗоТ терминология в части, касающейся наименований некоторых видов пособий, не соответствовала современной терминологии, используемой в специальных законодательных актах (единовременное пособие за постановку на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности и пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет следовало бы называть так, как это делается в Федеральном законе от 19 мая 1995 г.).

В контексте новейшего законодательства о социальной защите инвалидов нельзя было согласиться с такими терминами, как «полная» или «частичная инвалидность». Не упоминал КЗоТ и о возможности предоставления услуг по погребению в натуральной форме.

В числе видов обеспечения по социальному страхованию не были названы пособие по безработице (хотя в тот период страхование на случай безра-ботицы существовало), оплата медицинских услуг, предоставляемых по системе ОМС, выплаты по страхованию профессиональных рисков. Не были перечислены основные случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности (в частности, не названо санаторно-курортное лечение).

Таким образом, несмотря на существенные изменения в за-конодательстве, нормы, содержавшиеся в Кодексе законов о труде, закрепляли узкую сферу социального страхования, говоря лишь о двух его видах – пенсионном и на случай временной нетрудоспособности (к этому же виду относится страхование на случай материнства и погребения). Социально-страховое законодательство развивалось обособленно от трудового. Во многом это объяснялось тем, что социальное страхование распространяется, как отмечалось выше, не только на лиц наемного труда, но и на самозанятое население. Поэтому исключение из текста Трудового кодекса норм о социальном страховании, которые достаточно подробно устанавливали условия социально-страхового обеспечения, в целом можно считать оправданным.

Но недооценка особенностей социального страхования наемных работников чревата крайне неблагоприятными последствиями.

Социальное страхование и самозанятость

Необходимо учитывать, что самозанятые лица в социально-страховых правоотношениях выступают одновременно и страхователями, и застрахованными. Поэтому права в области социально-страхового обеспечения в большинстве случаев они формируют самостоятельно, в то время как права наемных работников на обеспечение по социальному страхованию по сути дела создаются, формируются работодателем как страхователем посредством уплаты страховых взносов.

Неслучайно в ст. 2 Трудового кодекса РФ в числе других принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений названо обеспечение права работников на обязательное социальное страхование. Праву работников на обязательное социальное страхование, закрепленному в ст. 21 ТК РФ, корреспондирует предусмотренная ст. 22 обязанность работодателя его осуществлять.

Обращает на себя внимание также тот факт, что ст. 1 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года признает отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами, непосредственно связанными с трудовыми и относит их правовое регулирование к основным задачам трудового законодательства .

Но содержание Трудового кодекса РФ в части, касающейся разрешения поставленной задачи, не изменилось.

Сохранились нормы общего характера (статьи 2,21,22,57); нормы, посвященные социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (статьи 210,212,219), и некоторые другие (в частности, статьи 183 и 303). Законодатель, таким образом, не счел необходимым разработать и закрепить в Трудовом кодексе РФ механизмы, обеспечивающие средствами трудового права достижение целей и задач правового регулирования, указанных в ст. 1.

Очевидно, для разрешения этих проблем могут применяться средства других отраслей права, нормы которых участвуют в правовом регулировании отношений по социальному страхованию, имеющих комплексный, разнородный характер. Такие общественные отношения по кругу субъектов, по со-держанию гораздо более сложны в сравнении с трудовыми.

Субъекты трудовых правоотношений – работник и работодатель – одновременно выступают субъектами социально-страховых связей.

Но эти связи складываются не только и не столько между ними, сколько между ними и прочими субъектами социального страхования (в первую очередь – страховщиками).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обяза-тельного социального страхования», социально-страховые отношения возникают у страхователя (работодателя) и у работника (застрахованного лица) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора .

Но каково содержание таких правоотношений?

Взаимные права и обязанности работника и работодателя в этой сфере фактически зафиксированы лишь в упоминавшихся статьях 21 и 22 ТК РФ. Обязанность работодателя осуществить социальное страхование наемного работника заключается в своевременной и полной уплате страховых взносов (ст. 12 Федерального за-кона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»). Уплата работодателями страховых взносов (в том числе в составе единого социального налога) осуществляется по правилам налогового законодательства, подчиняется публично-правовому режиму.             Поэтому обязанность осуществить социальное страхование своих работников работодатель реализует не в правовых связях с последними, а в правоотношениях с государственными органами или учреждениями, которые наделены соответствующими полномочиями (например, внебюджетными социальными фондами и органами Федеральной налоговой службы).

Организационные обязанности работодателя-страхователя

В некоторых видах социального страхования работодатель как страхователь должен выполнить еще и организационные обязанности.

В частности, в обязательном медицинском страховании (ОМС) он должен заключить договор ОМС со страховой медицинской организацией, в противном случае даже при условии уплаты страховых взносов работник не приобретает права на обеспечение по ОМС.

Работодатель в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию должен оформить страховое свидетельство (ст. 65 ТК РФ), представлять органам Пенсионного фонда РФ информацию, необходимую для ведения индивидуального лицевого счета застрахованного лица (ст. 15 Федерального за-кона от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ).

Проблемы в системе обязательного пенсионного страхования

Наибольшее количество практических проблем в части реализации права наемных работников на социальное страхование возникает сегодня в системе обязательного пенсионного страхования, где страховые принципы реализуются достаточно жестко.

Так, со-гласно ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», в страховой стаж для назначения трудовых пенсий засчитываются только периоды работы, за которые фактически были уплачены страховые взносы .

При этом работники и их представители лишены возможности контролировать этот процесс, в связи с чем уровень пенсионного обеспечения во многих случаях является заниженным в связи с неполным формированием расчетного пенсионного капитала, невозможностью дополнительного увеличения размера страховой части трудовых пенсий с учетом уплаченных страховых взносов и т. д.

В каких формах работники могут защитить свои права в сфере обязательного пенсионного страхования?

На наш взгляд, можно использовать как общеправовые механизмы, предусмотренные Конституцией (право на судебную защиту), так и специальные социально-страховые механизмы, нашедшие свое отражение в Федеральном законе от 16 июля 1999 г. и в законах, регулирующих конкретные виды обязательного социального страхования.

Характеризуя последние, необходимо подчеркнуть, что Пенсионный фонд РФ как страховщик вправе представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями, осуществлять в судебном порядке взыскание недоимки по страховым взносам.

По данным Отделения ПФР по Омской области, в 2005 году почти полторы тысячи работодателей не осуществляли перечисление страховых пенсионных взносов за своих работников, чуть более тысячи перечислили менее половины от необходимых сумм. В результате почти 120 тысяч омичей лишились пенсионных прав, которые у них должны были сформироваться в 2005 году .

Согласно ст. 15 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании», застрахованные лица вправе защищать свои права, в том числе в судебном порядке.

В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае невыполнения страхователем обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 14 Закона об обязательном пенсионном страховании, по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фон-да РФ застрахованное лицо не лишено возможности обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период.

Судебная практика по защите пенсионных прав

В России имеются позитивные примеры, когда работникам удается отстоять свои пенсионные права в суде.

Например, Коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми определением от 5 декабря 2002 г. по делу № 33-2760/2002 взыскала с работодателя, нарушившего свои обязанности, ущерб в размере 12 974 руб., а также индексацию данной суммы с применением индексов роста потребительских цен по состоянию на день вынесения решения .

Некоторые авторы полагают, что в силу ст. 237 Трудового кодекса России суд в таких случаях может помимо ущерба также обязать страхователя компенсировать моральный вред.

Так, Вахитовский районный суд г. Казани не только обязал работодателя – ОАО «Казанский хлебозавод № 4» - перечислить страховые взносы и представить сведения по персонифицированному учету, но и взыскал в счет компенсации причиненного работнику морального вреда 5 тыс. руб. .

По нашему мнению, возможность компенсации морально-го вреда должна быть непосредственно предусмотрена законодательством о социальном страховании. Наряду с обозначенными выше форами защиты права работников на социальное страхование представляется необходимым распространить на эту сферу соответствующие трудо-правовые механизмы.

Во-первых, следует шире использовать в целях защиты социально-страховых прав наемных работников возможности системы социального партнерства. К сожалению, Трудовой кодекс не ориентирует работодателей и представителей работников на установление в коллективных договорах и соглашениях взаимных обязательств в сфере социального страхования (статьи 27, 351,41,46,53).

Во-вторых, целесообразно установить в Трудовом кодексе материальную ответственность работодателя перед работником в случаях неполной или несвоевременной уплаты страховых взносов, которая негативно повлияла на формирование социально-страховых прав.

«Ущерб в данном случае выражается в сумме, составляющей разницу в размерах между страховой частью пенсии, которая могла бы быть начислена, и фактически начисленной Пенсионным фондом РФ страховой частью трудовой пенсии» .

Предложенные выше варианты решения проблем, связанных с реализацией права наемных работников на социальное страхование, с теоретических позиций следует рассматривать как необходимость усиления взаимодействия различных отраслей права в регулировании отношений в сфере социального страхования.

В этом процессе надо задействовать весь инструментарий соответствующих отраслей для повышения эффективности правового регулирования и для обеспечения реализации и защиты прав граждан. С практической точки зрения важнейшим стратегическим направлением взаимодействия трудового права и права социального обеспечения в условиях современной социально-страховой реформы является легализация заработной платы и повышение ее уровня. Это одинаково важно и как средство мотивации труда, достижения социально приемлемого качества жизни наемных работников, и как способ наиболее полной компенсации утраченного работниками заработка, повышения размеров пенсий и пособий.

ТОП полезных материалов по теме

Новые меры поддержки для самозанятых

Депутаты предлагают снизить возраст начисления надбавки к пенсии

Как получить выплаты тем, кому Пенсионный фонд отказал в пенсии

Договор гражданско-правового характера вместо трудового договора: юридические последствия

Вам нужна помощь адвоката? Оставьте свой номер, мы свяжемся с Вами!



    Поделитесь с друзьями
    Похожие статьи
    Новые меры поддержки для самозанятых
    Глава правительства Михаил Мишустин подписал постановление, вводящее для самозанятых меры господдержки, которыми уже пользуется малый…
    274
    Россияне получат дополнительный оплачиваемый выходной
    Работающие россияне, достигшие возраста 40 лет, вправе рассчитывать на дополнительный оплачиваемый выходной на прохождение диспансеризации.…
    502
    Регрессные иски к работникам
    Мария Александровна Драчук, кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Омского государственного университета. РЕГРЕССНЫЕ ИСКИ…
    11140
    X

    Закажите звонок

    Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



    09
    :
    00
    +7(999) 999-99-99
    9
    18
    Наш адвокат свяжется с Вами