Проблемы прошедшего отпуска

проблемы прошедшего отпуска

Вот и  близится к концу сезон массовых отпусков. Кто-то вернулся в полном восторге и взахлеб рассказывает друзьям о новых впечатлениях, кому-то повезло не так сильно и хочется, наоборот, получить компенсацию за испорченный, по его мнению, отдых.

Неприятности в отпуске

Неприятности с туристами происходили всегда. А с увеличением потока туристов, особенно на массовых направлениях, число инцидентов пропорционально растет.

При этом средства массовой информации с каким-то патологическим наслаждением смакуют факты курортных происшествий, перевирая события до неузнаваемости. Усилиями прессы образ российского туриста, выезжающего за рубеж, выглядит как подвиг солдата, выходящего во вражеский тыл, окруженного опасностями, всяческого рода неожиданностями и ловушками. Картина не настолько трагическая, насколько ее представляют. За рубеж выезжают миллионы туристов и процент происшествий, по отношению к числу выезжающих, за прошедшие годы практически не изменился.

Стоит оглянуться на проблемы прошедшего отпуска и либо извлечь для себя полезный урок на будущее, либо понять, что нужно сделать для дальнейшей защиты своих прав.

Договор с турфирмой

Вопрос о необходимости заключения грамотно составленного договора с турфирмой при приобретении турпутевки обсуждался нами неоднократно. Однако, договор, даже тот, где оговорены подробно всевозможные обстоятельства отдыха, не может дать стопроцентной гарантии от возникновения впоследствии непредвиденных проблем при выполнении договорных обязательств.                                                                 

Неприятные неожиданности можно разделить на две основные категории: очень большие проблемы и мелкие неприятности.

Очень большие проблемы - это когда вас обманывают преднамеренно или не преднамеренно, но, что называется, по-крупному и на большие деньги.

Небольшие неприятности - это возникающие по самым различным причинам «мелкие» недочеты в туристическом обслуживании: потеря багажа, замена отеля, отсутствие оплаченных экскурсий и т.п.

В любом случае, заведомый обман со стороны турфирмы или провал какого-то слишком плохо организованного туристского проекта имеет одинаковый результат - турист теряет и время, то есть отпуск, и, конечно, деньги.

С какими нарушениями прав туристов россияне сталкиваются чаще всего?

Турфирмы "лопаются"

Летний сезон 2010 ознаменовался сразу несколькими громкими скандалами. Это лето стало беспрецедентным по числу исчезнувших турагентов в Москве, С-Петербурге, Красноярске. Такая информация поступала практически еженедельно, как вести с фронта.

Ситуация эта была прогнозируема заранее, причиной тому стали предельно низкий порог вхождения в бизнес, отмена квалификационных требований к руководителям, отсутствие обязательных стандартов деятельности.

Кроме того, неучтенные наличные деньги и почти полное отсутствие государственного контроля в этой сфере провоцируют приход в туристическую розницу множества любителей легкой наживы.

Кризис и сложное финансовое положение многих предприятий также не содействуют добросовестному ведению бизнеса: когда долги накапливаются чрезмерно, фирму проще бросить и открыть новую, чем заниматься восстановлением платежеспособности. Как подчеркивают эксперты туристического рынка, учредители предприятий сейчас несут гражданскую ответственность по долгам своих фирм только в размере взноса в уставной капитал, а это, как известно, всего 10 тысяч рублей. Запрета на профессию для руководителей турфирм, обманувших граждан и своих партнеров, закон не предусматривает.

Таким образом, профессиональные аферисты или просто неудачливые предприниматели могут бесконечно плодить туристические фирмы под высокий сезон или на горячие даты, привлекая потребителя обещанием скидки, практически равной агентской комиссии, а на деле заставляя потенциального туриста участвовать в финансовой пирамиде по типу пресловутой  «МММ».  Все это в целом пагубно влияет на доверие потребителей к туристической отрасли. Отметим, что из-за участившихся в этом году банкротств турагентств, эксперты туристического рынка предрекают скорое введение для них страхования гражданской ответственности по аналогии с финансовыми гарантиями туроператоров.

Самолеты не летают

Самое частое нарушение прав туристов - задержки рейсов.

Вот один из самых последних случаев: вылет из турецкого курорта Анталии в Москву 300 российских туристов туроператора «TEZ-tour» (рейс  1716 АК «Владивосток-Авиа»), который должен был состояться еще 30.08.2010 в 11:35 утра,  был задержан на рекордные для этого сезона 32 часа. При этом, причина такой задержки оказалась банальной - покупаемая российскими авиакомпаниями за рубежом подержанная авиатехника постоянно дает сбои, что и случилось на этот раз с самолетом а/к «Владивосток-Авиа», и  после прохождения регистрации, прямо перед посадкой в самолет, туристы были остановлены и им объявили о неисправности самолета. Пассажиров разместили в 5* отелях г. Анталии.

После ремонта самолета они вылетели домой. Еще одно недоразумение произошло с рейсом а/к «ВИМ-авиа» на Хургаду, где туроператором был «Пегас Туристик». Дело было  14 июня 2010. С раннего утра вылет сначала перенесли на полдень, затем на поздний вечер, а в итоге - на глубокую ночь уже 15.06.2010. Генеральный директор «Пегас Туристик» Анна Подгорная рассказала, что в авиакомпании чуть ли не суточную задержку объяснили опять же поломкой самолета.

С этим ничего не поделаешь, безопасность полетов приоритетна. Но хотим обратить  внимание на то, что по федеральным авиационным правилам при 2-часовой задержке рейса авиакомпания обязана предоставить пассажирам напитки, при 4-часовой - питание, при более чем 6-часовой - гостиницу. Кроме того, представитель перевозчика обязан проинформировать пассажиров об ожидаемой задержке вылета и ее причинах. Необходимо требовать с представителей авиакомпании справку-расписку, в которой будет сообщаться о задержке рейса с указанием даты и времени. Если представитель авиакомпании отказывается это сделать, справку может предоставить администрация аэропорта. После прилета туристам можно написать претензию авиаперевозчику и потребовать компенсировать издержки, связанные с задержкой рейса. Аргументированная претензия в большинстве случаев заставляет авиакомпанию раскошелиться.

Но ведь если авиакомпания «маринует» вас в аэропорту уже 5 часов и не дает возможности сделать положенные бесплатные звонки, не поит и не кормит, вряд ли ее сотрудники дадут об этом справку. Как же доказать во время разбирательств с турфирмой или в суде, что отпуск действительно был испорчен?

Как подтвердить свои мытарства?

1. Нужно обязательно фиксировать факт задержки рейса или другие ваши проблемы. Скажем, в случае с опозданием рейса лучше всего сделать отметку на билете (распечатке электронного билета) в аэропорту прибытия.

2. Составьте акт от руки. Возьмите листок бумаги. На нем напишите дату и место событий, скажем, «Москва, название аэропорта». И описываете все происходящее: самолет задерживается, информации никакой, питание не предоставлено и т.п. Акт подписывают свидетели. Желательно, не меньше 2-3 человек, с указанием паспортных данных. Такой акт принимается в суде как доказательство.

3. Фото и видеодокументы суд также рассматривает. Снимайте на фотоаппарат или мобильный телефон все происходящее.

Туристов не пускают за границу

Согласно Конституции РФ любой гражданин России может свободно выезжать за пределы страны.

Но это право может быть ограничено властями в целях защиты интересов других граждан. В частности в передвижении ограничены должники, по данным Федеральной службы судебных приставов (ФССП), ограничение доступа за границу - эффективный способ взыскания долгов. Как сообщила пресс-служба ФССП РФ,  только в первом полугодии 2010 года судебные приставы ограничили выезд за пределы страны почти 140 тысяч россиян, что примерно на 40% больше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, чаще всего в список временно «невыездных» попадают неплательщики по алиментам и по кредитам.

Как обезопасить себя от "невыезда"?

Необходимо своевременно исполнять решения суда об исполнении обязательства, желательно до начала возбуждения исполнительного производства. Если исполнительное производство все же было возбуждено в отношении гражданина, необходимо после исполнения требований получить копию постановления о прекращении исполнительного производства. Там должны содержаться условия об отмене мер принудительного исполнения, а также об отмене ограничений, установленных для должника. Постановление в течение трех дней должно быть направлено в орган, выдавший исполнительный документ, а также органам, исполняющим постановления об установлении для должника ограничений, т. е. тем же УФМС и пограничным службам. И только когда в эти органы поступит информация, что вы чисты перед законом и собственной совестью,  вас смогут выпустить за границу.

Ситуация, при которой гражданин РФ надлежащим образом исполнил все обязательства, но, тем не менее, ему отказано в пропуске через государственную границу, вполне возможна. Чтобы ее избежать, необходимо удостовериться, что служба судебных приставов надлежащим образом уведомила органы пограничного контроля о вынесении постановления о прекращении исполнительного производства и в том, что органы пограничного контроля получили такое постановление.

Обман в отеле

Так называемый «овербукинг», или перебронирование, - обычное дело на массовых направлениях отдыха (чаще всего,  в Турции и Египте).

Дотошный турист, заинтересованный в хорошем отдыхе, сначала долго выбирает страну, куда отправится, а затем отель, где будет жить. Однако если со страной его никто не обманет, то с отелем всегда может получиться подвох. Уже на месте выясняется, что свободных номеров в выбранном отеле нет и несколько дней, или даже весь отпуск, вам придется провести в другом отеле, возможно, даже меньшей звездности.

Ежегодно с этой проблемой сталкиваются сотни российских туристов. Они становятся заложниками хотельеров (владельцев отелей), которые перестраховываются и подтверждают наличие номеров (уже проданных) разным операторам.

- Гид привез нас из аэропорта в совершенно другой отель, оставил с чемоданами в холле и уехал, - вспоминает москвичка Мария Молчанова. - Мы самостоятельно на такси добрались до своего отеля, где выяснили, что резервация номеров на наши фамилии должна начаться только на следующий день. После долгих уговоров нас пятерых вместе с детьми поселили в 2-местный номер. И только на следующий день расселили как положено. Что делать в подобных случаях?
Туристам, которых  не заселяют или пытаются заселить в другие отели, нужно связываться с гидами и звонить в свою турфирму. Если пришлось остановиться в отеле или номере хуже заявленного, возьмите справку о стоимости номера. Разницу можно потребовать с турфирмы, подав ей претензию, на которую она обязана отреагировать в течение 10 дней. Если отказали - подать в суд. Однако,  как доказать в суде, что  отдых
был испорчен, ведь ни один отель не заверит печатью документ: «туристов этих мы не поселили, спали они в холле»?

Главный совет понятен - собирать все возможные документы, подтверждающие ваши мучения при заселении. Составьте акт от руки на обычном  листке бумаги, на нем напишите дату и место событий, например, «Египет,  Хургада, название отеля». И описываете все происходящее. Акт подписывают свидетели. Желательно, не меньше 2-3 человек, с указанием паспортных данных. Такой акт,  а также фото- и видеодокументы принимаются в суде как доказательство.

Еще одна ситуация, в которой может оказаться любой турист, - это отмена поездки по уважительной причине, по крайней мере, с точки зрения самого туриста. Внезапная болезнь или отказ во въездной визе может изменить планы туриста на отдых, но, как показывает практика, не планы турфирмы. Отдых оплачен, и полностью возвращать деньги туристам готовы далеко не все.

Что делать?

Отказаться от поездки можно  в любое время до начала тура. По закону туроператор обязан вернуть потребителю стоимость тура за вычетом понесенных расходов. То есть, если он уже перечислил деньги за отель и авиабилеты и может это подтвердить документально, то рассчитывать особо не на что. Если есть малейшие подозрения, что поездка может сорваться, оформляйте страховку от «невыезда». Она стоит примерно 2-5% от стоимости тура, но позволит вернуть всю стоимость тура, либо большую его часть, все зависит от типа страхового полиса.

Итак, летний сезон 2010  подошел к концу, и, если так уж случилось, что ваш отпуск в этом году был испорчен, специалисты юридической консультации для туристов «ТурПраво» помогут вам защитить свои права, как путем «мирных» переговоров с турфирмой, так и в судебных инстанциях.

Ирина Зельцер, директор компании «ТурПраво»

Поделитесь с друзьями
Похожие статьи
Договор страхования ответственности туроператоров
1 июня 2007 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 24 ноября…
Курортный устав
Правила безопасного отдыха Сезон отпусков в самом разгаре... И все чаще в новостях по ТВ,…
Стоимость страховых полисов станет прозрачней
В первом чтении в Государственной думе будет рассмотрен законопроект об обязании страховщиков сообщать в договоре…
X

Закажите звонок

Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш адвокат свяжется с Вами