Федеральная налоговая служба на официальном сайте ведомства опубликовала разъяснения о правилах получения бесплатной квалифицированной электронной подписи (далее - КЭП).
С первого июня текущего года ряд функций, выполняемых ФНС, расширится: ведомство будет наделено правом на выпуск КЭП для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов. Также такое права получат физические лица, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Первого января 2022 года истекает срок действия КЭП, которые были выпущены коммерческими удостоверяющими центрами. В связи с этим таким организациям нужно переаккредитоваться до 1 июля текущего года. Чтобы добиться плавного перехода от коммерческого центра к государственной ФНС, можно уже с указанной даты получить КЭП в Удостоверяющем центре Федеральной Налоговой службы.
При этом имеется ряд ограничений по получению квалифицированной электронной подписи юр.лицами и ИП:
- Удостоверяющий центр ФНС России бесплатно выдает квалифицированные сертификаты только для юридических лиц (как правило, генеральному директору, который действует от лица компании без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов;
- Квалифицированный сертификат физического лица, а также лица, планирующего действовать от имени юридического лица по доверенности, можно получить в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах;
- Квалифицированные сертификаты для заявителей, указанных в п.1, выпускаются территориальными налоговыми органами по предварительной записи. Заявитель должен лично предоставить заявление на выпуск КЭП, паспорт и СНИЛС в налоговый орган и пройти процедуру идентификации.
- Квалифицированный сертификат записывается на предоставляемый заявителем носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России.
Электронная подпись и её функции
Согласно п.1 ст.2 ФЗ «Об электронной подписи», электронная подпись - это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Если проще, то электронная подпись (далее — ЭП) — это электронный вариант собственноручной подписи, которой можно подписать документы в электронной формате.
Законом закреплено существование трёх видов ЭП:
- Простая ЭП;
- Неквалифицированная ЭП;
- Квалифицированная ЭП.
Простая ЭП — это та подпись, формирование которой подтверждается с помощью разнообразных паролей, кодов и так далее.
Многие так или иначе сталкивались с простой ЭП. Например, для авторизации на каком-либо сайте или для оплаты товаров и услуг необходимо ввести код, который будет отправлен на номер телефона или в приложение.
Усиленная неквалифицированная ЭП — подпись, служащая для идентификации владельца подписи и подтверждения того, что в документ после его подписания не были внесены какие-либо изменения.
При соблюдении ряда требований, например, после заключения соглашения между участниками документооборота, неквалифицированная ЭП будет признана юридически значимой. В таком случае НЭП может быть аналогом собственноручной подписи.
НЭП используются для подписания документов внутри предприятия (приказы, платёжки и т. д.); оформления договоров между контрагентами; участия в торгах; при сотрудничестве с физ.лицами; в публичных сервисах; для подачи документов в арбитражные суды.
Усиленная квалифицированная ЭП подтверждает личность отправителя того или иного письма, является заменой собственноручной подписи и печати. Также с её помощью возможно заключать договоры в удалённом формате, сдавать отчётность и т. д. В отличии от НЭП, для её создания используются средства защиты, которые сертифицированы ФСБ.
Как НЭП, так и КЭП зачастую имеют вид обычной USB-флешки, что усиливает защиту информации. Если такой носитель будет потерян, другой человек не сможет воспользоваться подписью в своих целях, т. к. код активации подписи имеется только у владельца.
Читайте далее:
Володин предложил обсудить отказ от анонимности в интернете