info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

Положения о практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса

Положения о практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса

Федеральная Налоговая Служба опубликовала письмо, содержащее положения о практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса РФ, регулирующей пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

Пункт первый письма гласит, что положения статьи 54.1 Кодекса направлены на противодействие налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт причинения ущерба бюджетам публично-правовых образований в результате неуплаты сумм обязательных платежей, которые должны были быть уплачены, если бы злоупотреблений не было.

Положения направлены на такое регулирование механизма налогового контроля, чтобы поддерживался баланс частных и публичных интересов в процессе выявления незаконного уменьшения налогоплательщиком налоговой базы, и указывают на обстоятельства и условия, которые принимаются во внимание налоговым органом при квалификации действий налогоплательщика как незаконных.

Письмо состоит из 8 частей:

  1. Общие требования. Соотношение положений статьи 54.1 Кодекса с иными предписаниями налогового законодательства;
  2. Исполнение обязательства надлежащим лицом;
  3. Установление и оценка умышленных действий налогоплательщиков, направленных на использование ими формального документооборота с участием «технических» компаний;
  4. Оценка обстоятельств, характеризующих выбор контрагента, в силу которых налогоплательщик должен быть знать о формальном документообороте с участием «технических» компаний;
  5. Наличие у контрагента цели неправомерного уменьшения налоговой обязанности по налогу на добавленную стоимость в связи с операциями, совершенными с налогоплательщиком;
  6. Изменение юридической квалификации операций;
  7. Оценка основного мотива операции (критерий деловой цели);
  8. Оценка моделей ведения хозяйственной деятельности в рамках группы лиц, в которую входят налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы;

Письмом установлено, что положения пунктов 1 и 2 статьи 54.1 Кодекса в их нормативном единстве с положением подпункта 3 пункта 2 статьи 45 Кодекса устанавливают ряд критериев оценки операций, отраженных налогоплательщиками в целях налогообложения:

  1. реальность операции, то есть имела ли место операция в действительности и получено ли исполнение по сделке налогоплательщиком;
  2. исполнение обязательства надлежащим лицом;
  3. действительный экономический смысл хозяйственной операции, отсутствие искажения юридической квалификации операций, статуса и характера деятельности их сторон в целях налогообложения;
  4. наличие иной основной цели совершения налогоплательщиком операции, чем уменьшение налоговой обязанности (деловая цель).

Применение указанных критериев означает, в частности, что нереальная операция в целях налогообложения не учитывается, иные критерии в отношении нее не оцениваются и доказыванию не подлежат.

Установлена обязанность Налоговых органов в определении как факта неисполнения обязательства надлежащим лицом, так и обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик преследовал цель неправомерного уменьшения налоговой обязанности либо знал или должен был знать об обстоятельствах, характеризующих контрагента как «техническую» компанию, и об исполнении обязательства иным лицом.

Пункт 6 письма определяет, что доказывание того, что обязанное по договору лицо не производило исполнение в пользу налогоплательщика, осуществляется налоговым органом с учетом установления и оценки в совокупности и взаимной связи обстоятельств, свидетельствующих о невозможности такого исполнения, в частности:

а) о неустановлении местонахождения такого лица на момент совершения сделки;

б) об отсутствии у него необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности (достаточного персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.);

в) о невозможности реального осуществления спорных операций обязанным по договору лицом с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных, трудовых ресурсов, экономически необходимых для их осуществления;

г) об отсутствии оснований для возложения исполнения на третье лицо ввиду отсутствия соответствующих обязательств между контрагентом налогоплательщика и таким третьим лицом;

д) о совершении расходных операций по счету, не соответствующих и не являющихся обыкновенными для того вида деятельности, в рамках которого совершены спорные операции с налогоплательщиком;

е) об отсутствии иных признаков, которые подтверждали бы ведение реальной экономической деятельности (отсутствие персонала, обладающего необходимой квалификацией, указание лицами, сведения о которых как о руководителях или участниках содержатся в ЕГРЮЛ, на недостоверность данных сведений, отсутствие сайта либо иного позиционирования (информирования) о деятельности компании и т.п.).

В пункте 7 письма установлено, что налоговым органам следует проводить мероприятия, направленные на выявление правонарушений, совершенных налогоплательщиками умышленно. Указаны и факты, свидетельствующие о реализации налогоплательщиком цели неправомерного уменьшения налоговой обязанность:

  • несоответствие поведения участников сделки, должностных лиц налогоплательщика при заключении договора, принятии исполнения стандартам разумного поведения участника оборота, ожидаемого в сходных обстоятельствах;
  • нетипичность документооборота, наличие недочетов и неполнота заполнения документов, совершение ошибок, обусловленных формальным характером документов и отсутствием необходимости в осуществлении действий, направленных на реализацию и защиту права вследствие отсутствия соответствующего правоотношения;
  • непринятие мер по защите нарушенного права.

По всем таким фактам следует получать пояснения налогоплательщика, должностных и иных лиц, ответственных за действия, совершаемые при заключении договора, при исполнении сделки, при обеспечении защиты прав налогоплательщика, а при получении информации, противоречащей показаниям свидетелей или собранным доказательствам, обеспечивать повторное получение пояснений указанных лиц по установленным противоречиям.

Рекомендации направлены для непосредственного использования налоговыми органами в работе.

Читайте далее:

ВС объяснил, когда можно требовать возврат переведённых денег

Граждан могут принудить к регистрации биометрических данных

Совещание Владимира Путина с членами Правительства

Поделитесь с друзьями
Похожие статьи
Особенности взимания налогов в Чехии
Реализованная в ЧР – Чешской Республике налоговая система аналогична применяемым в большинстве стран Европы. Чешское…
Сделать платежи за налогоплательщиков разрешается другому лицу
Разрешается уплачивать налоговые платежи за налогоплательщика другому лицу (ФЗ от 30.11.2016г. N401-ФЗ). C целью верного…
Как получить налоговый вычет за медицинские услуги и оформить декларацию?
Как известно, все мы платим государству «…безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц ……