ЧЕХИЯ – Конституция (президент республики)

ЧЕХИЯ – Конституция (президент республики)

Рассмотрению подлежит вопрос о президентстве в политической системе, чеш., ⎼   politický systém ЧР-Чешской Республики, наряду с другими  основными политическими институтами республиканской формы государственного правления, чеш., ⎼   státního zřízení: чешские двухпалатный парламент - высший законодательный и представительный орган Чехии и  ее правительство – высший исполнительный орган, чеш., ⎼  vláda, осуществляющих свои полномочия  на основе чешской Конституции, чеш., ⎼   Ústava České republiky (см. статью «Основные принципы чешской Конституции»).

ПРИМЕЧАНИЕ: Чехия – парламентская республика в соответствии с ныне действующей конституцией после так называемой «Бархатной революции»; она – ЧР,как самостоятельное государство образовалась в результате распада Чехословакии, вследствие чего потребовалась вступившая в силу с 1 января 1993 года собственная конституция - новый Основной закон, который  сменил конституцию Чешской и Словацкой Федеративной Республики 1960 г. Упомянуть надобно также о юбилее,  изначально конституция Чехословацкой республики  была принята сто лет тому назад в феврале 1920 г.

Несмотря на  наличие в качестве главы чешского государства президента,   политические процессы в контексте организации государственной власти в стране еще не достаточно стабилизированы, в частности, касательно такой чувствительной для многих темы как роль и место президента в них.    И это невзирая на то, что первый – Вацлав Гавел, второй – Вацлав и ныне действующий чешский президент Милош Земан –  весьма авторитетные главы государства.  

Уместным будет при этом отметить, что главное отличие между президентами ЧР (по обретаемому ими статусу в ходе выборной компании и в последующем) состоит в том, что первые два президента были избраны на высшую государственную должность опосредовано  участия в данной процедуре  лишь чешского парламента, а не всех граждан, обладающих правом голоса,  а вот последний выбирался в результате прямых президентских выборов, а потому, по мнению экспертного сообщества, и проистекающая в настоящее время нестабильность во взаимоотношениях между политическими институциями в каком то смысле предопределены и обусловлены таковым вот обстоятельством, играющим важную роль в  жизни страны, как оказывается. 

Видимым сейчас является тенденция превращения чешского президента в активную политическую фигуру, ощущается и повышение его роли в политических процессах в стране.

Ремарка: чешский президент не обладает правом законодательной инициативы, nemá zákonodárnou iniciativu, но уже в который раз за время пребывания у власти он производит попытки внести в политическое поле для обсуждения такое предложение для реализации.

Следует напомнить о важном конституционном изменении, которые вступило в законную силу в 2012 году,  в результате изменения чешского Основного закона, в результате чего в стране в начале 2013 г.  впервые было проведено избрание президента ЧР в форме прямых всенародных выборов в 2-х турах по мажоритарному принципу - прямые президентские выборы, чеш., ⎼  přímá volba prezidenta České republiky избирательной системы голосования абсолютного большинства, чеш., ⎼   systém absolutní většiny  взамен еще старой процедуре, когда  в ЧР президент  выбирался обеими палатами (нижней и верхней) чешского парламента,  чеш., ⎼  horní/dolní komora parlamentu.

В контексте прямых выборов чешского президента (см. ст. 54 п. 2 Конституции ЧР и далее соответствующие положения в цитируемом ее тексте), конституционному закреплению, чеш., ⎼   Ústavní zakotvení также подлегли пятилетний срок полномочий, чеш., ⎼   pětileté funkční období  (ст. 55),  ограничение, по которому никто не может быть избран президентом более двух раз подряд,  чеш., ⎼  více než dvakrát za sebou (ст. 57 п. 2), избирательное условие,  чеш., ⎼  podmínka volitelnosti  права быть избранным в качестве президента ЧР только для граждан, отвечающий требованиям, предъявляемым для избрания в Сенат,  чеш., ⎼  je volitelný do Senátu республики (ст. 57 п. 1), в том числе, касательно достижения кандидатом на пост 40-летнего возраста (ст. 19 п. 2). Полезным в этой связи будет отсылка к гражданскому кодексу ЧР, в части положений (§ 55 - § 65) об ограничении дееспособности, согласно нижеприведенного закона о выборах президента (см. § 5 Препятствие в праве быть избранным, чеш., ⎼ být volen опосредовано ограничения,  чеш., ⎼  omezení svéprávnosti в праве голоса).

Замечание. Нельзя не остановиться на отмеченном выше вопросе избрания президента на высший государственный пост главы ЧР не более двух раз подряд. Здесь ключевым словом является подряд. Иначе будет сказано, чешская конституция в прямом смысле, буквально не исключает,чеш., ⎼ nevylučuje не исключает более двух президентских сроков, обязательным здесь исполнение положения о том, что должно быть перерыв, чеш., ⎼   musí být přestávka между вторым и возможным третьим сроком функционирования, чеш., ⎼    funkčním obdobím на посту президента субъекта.

В соответствии с  закрепленным в чешской конституции  положением,  выборы президента проводятся тайным голосованием, чеш., ⎼   tajným hlasováním на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права,  чеш., ⎼  volebního práva

(ст. 56 п. 1).  Процедура избирательного волеизъявления граждан Чехии регулируется Законом № 275/2012 Свода Законов ЧР О выборах президента республики,  чеш., ⎼  o volbě prezidenta republiky.

Чешский Президент – глава государства (ст. 54) в смысле предназначенной ему роли главного представителя суверенитета, чеш., ⎼   suverenity státu и государственности,  чеш., ⎼  státnosti республики, и он же является и частью исполнительной власти, чеш., ⎼  výkonné moci, причем центральным ее органом является чешское правительство (ст. 67 п. 1).

Краткие рассуждения о полномочиях главы государства,  pravomoci hlavy státu, как совокупности прав и власти, и др.

Их разделение следует осуществить, исходя из того как они функционируют.

Предметом президентских полномочий  являются, например,  таковые, -  представительские, чеш., ⎼ reprezentační,  модераторские, чеш., ⎼ moderátorské, как гаранта,чеш., ⎼ garanční или роль баланса,чеш., ⎼ vyvažovací между различными институциями.

Что касается представительских, в том числе церемониальных полномочий, они связаны, прежде всего, с позицией президента как самого высокого представителя страны. Полномочия президента ЧР как модератора проявляются особо отчетливо в ситуации, когда глава государства вносит свой позитивный вклад в решение политических конфликтов в стране.

Чешский президент является гарантом основных государственных ценностей и блюстителем их сохранения.

Он, кроме того,  должен выступать в качестве оппозиции между разными конституционными институциями, у президента Чехии имеются возможности реализации в регулятивном смысле поддерживания разделения властей в республике, баланса между властями: исполнительной, чеш., ⎼ výkonnou, судебной, чеш.,  ⎼ soudní и законодательной, чеш., ⎼ zákonodárnou.

Здесь необходимо указать на наличествую и устоявшуюся  в чешском демократическом государстве систему сдержек и противовесов,  чеш.,  ⎼   brzd a rovnovah,   как механизма, обеспечивающего, исходя из принципа политического упорядочивания,  чеш.,  ⎼   politického uspořádání разделение властей, чеш.,  ⎼   dělba moci, который отличает указанный выше тройственный тип государственной власти с целью недопущения концентрации власти в одних руках и дабы предотвратить возможное злоупотребление, чеш.,  ⎼    zneužití  ею.

Сами президентские полномочия  - двух видов: независимые (автономные, абсолютные) и характерные в отношениях между исполнительной властью и главой чешского государства,  требующие их особых взаимных действий, как то: совместного подписания документов президентом –1-я подпись и премьер-министра – 2-я подпись.

Независимые полномочия, чеш.,  ⎼  samostatné pravomoci президента ЧР перечислены в статье 62 чешской конституции. В частности, назначать на пост премьер-министра и других членов правительства, а также  освобождать их от должностей,  принимать отставку, созывать заседание нижней палаты парламента, чеш., ⎼ Poslanecké sněmovny и распускать ее, назначать судей Конституционного суда, чеш., ⎼ Ústavního soudu его председателя и замов,  а также назначать из судей Верховного суда ЧР, чеш., ⎼ Nejvyššího soudu председателя и заместителей, подписывать законы,  чеш., ⎼ podepisovat zákony и ряд др.

К примеру, президент ЧР имеет право вернуть в парламент принятый закон - ветированный закон,   чеш.,  ⎼   vetovaný zákon (исключение - конституционный закон, см. ст 62 п. h)).    Приостановление, откладывание, запрет -  (вето), чеш.,  ⎼ zakazuji (veto)    (см. в дополнение также правовую область отлагательного права ⎼   suspenzivní právo) является нормативным (регулирующим) инструментом, чеш.,  ⎼   regulačním nástrojem,  призванным сбалансировать доминирующее положение нижней палаты чешского парламента.

Когда у президента возникают сомнения в конституционности закона, чеш.,  ⎼   pochybnost o ústavnosti zákona, закон имеетпризнаки, которые нарушают конституционный порядок,  чеш.,  ⎼   ústavní pořádek (ст. 3 и ст. 112),   он может подать в Конституционный суд ходатайство (предложение) об отмене закона, причем сам факт этого правого действия никак не влияет на вступление закона в силу.

Уместно еще акцентировать внимание на то, что подача президентом, его право подавать, чеш.,  ⎼   oprávněn podat в Конституционный суд предложения об отмене закона,  чеш.,  ⎼   návrh na zrušení zákona производится в соответствии с § 64 п. 1a) закона № 182/1993 Свода Законов ЧР о Конституционном суде, а тот в свою очередь руководствуется при принятии решения  положением § 87 п. 1а) чешской конституции  об отмене закона,  если он противоречит, чеш.,  ⎼    v rozporu  конституции.

Полезным может быть такое замечание: в контексте к президентскому полномочию подписания им законов в смысле того, что подпись главы государства является окончательным  актом законодательного процесса, чеш., ⎼  zákonodárného procesu; здесь   надобно будет обратиться к ст. 33 п.3 и ст. 33 п.4 Конституции ЧР, определяющим, что законодательные акты (их проекты), чеш., ⎼  zákonné opatření  Правительства Чехии вносятся в Верхнюю палату чешского парламента – в Сенат и после их принятия обнародуются за подписью  председателя Сената, премьер-министра и президента страны. См. также ст. 51 цитируемой конституции, где определено, что подписантами принятых законов, чеш., ⎼  přijaté zákony   являются кроме президента республики также глава чешского кабмина и председатель нижней палаты Парламента ЧР.

Иметь в виду, что применительно к имеющей место в Чехии парламентской форме правления такой способ осуществления президентских полномочий не совсем типичен, учитывая особо тот факт, что тот при исполнении своих функций не подотчетен никому, чеш., ⎼ nikomu odpovědný (ст. 54 п. 3). Здесь уместным будет также отметить и то, что, согласно ст. 65 Конституции ЧР президент  не несет ответственности за исполнение своих обязанностей, за исключением государственной измены,  чеш., ⎼  velezrady и грубого нарушения, чеш., ⎼  hrubého porušení  чешской конституции или любой другой части конституционного строя.

О других полномочиях главы государства при подписании им определенных президентских решений, некоторых правовых актов  вместе с премьер-министром или уполномоченным им членом правительства в качестве условия действительности такового решения, чеш., ⎼   podmínce platnosti rozhodnutí. То есть, когдаюридическое действие осуществимо и правомочно лишь при их совместном решении, чеш., ⎼  spolurozhodnutí.

Также необходимо напомнить об обоюдной, совместной подписи, чеш., ⎼  spolupodpis, společný podpis (см. более об kontrasignované pravomoci). Здесь имеется связь между решением главы государства с подписью премьер-министра, не подчиняющегося президента правительству.

Причем принятая данная процедура, безусловно,  препятствует президенту, не дает ему много возможностей для проведения собственной политики в тех случаях, когда он не согласен с правительством ЧР.

Но и чешский кабмин в свою очередь имеет действенный потенциал для парирования возможных пассажей с боку президента тем, что указывает на положение конституции, где в ст. 63 п. 4 приведена следующая установка, - за решение при условии совместного его подписания главой государства и премьера несет ответственность правительство, чеш., ⎼  odpovídá vláda.

ПРИМЕЧАНИЕ: время установления следующей второй подписи на  официальном документе после президентской, не проставляется, сохраняется однозначное датирование подписанного чешским президентом документа.

Решения Президента подлежат совместной подписи в таковых областях; представление государства, чеш., ⎼   zastupování státu на внешней арене; переговоры и ратификация, чеш., ⎼  sjednávání a ratifikace международных договоров, верховное главнокомандование вооруженных сил, чеш., ⎼ ozbrojených sil; прием глав дипломатических миссий, чеш., ⎼  zastupitelských misí иностранных государств; назначение и увольнение, чеш., ⎼  pověření a odvolávání глав дипкорпуса для представления ЧР за рубежом; объявление, чеш., ⎼  vyhlašování выборов в обе палаты парламента, назначение на должности и вручение воинских званий генералам, чеш., ⎼  generálů; назначение судей,  чеш., ⎼  soudců; прекращение производства по уголовному делу и предоставление амнистии, чеш., ⎼   amnestie, награждение государственными наградами, чеш., ⎼  státní vyznamenání.

Кроме этого, можно также отнести к такого рода условным полномочиям еще и полномочия президента в такой типичной ситуации, когда тот должен принимать решения после проведенных выборов в нижнюю палату парламента в соответствии с распределением политических сил, чеш., ⎼ politickým rozložením (см. об этом детальнее ниже).

Проанализируем, наряду с этим, еще и следующие некоторые  аспекты отношений, чеш.,  ⎼ vztah президента ЧР с позиции его конституционного положения:

С исполнительной властью,  с правительством – относительно сильная позиция ввиду влияния на функционирование политической системы Чехии посредством    права самостоятельно назначать председателя правительства (премьер-министра), чеш.,  ⎼   samostatně jmenovat předsedu vlády и других членов его кабинета по предложению,  чеш.,  ⎼ na návrh премьера, не вмешиваясь при этом в  персональный состав.  

При назначении премьера президент руководствуется раскладом политических сил – партий в результате парламентских выборов, выступая в качестве стабилизирующего фактора в соответствии с проявленной на выборах волей народа – избирателей,  чеш.,  ⎼   voličů.


Действия президента в случае отставки правительства таковые. При уходе с поста премьер-министра, чеш.,  ⎼   odvolání premiéra и его кабинета министров президент ограничивается принятием отставок, если отставка правительства является обязательной (после того, как нижняя палата парламента отклонила просьбу кабинета  о доверии,  o vyslovení důvěry; см. ст. 73 п. 2 и п. 3).

При добровольной отставке,  чеш.,  ⎼   dobrovolné demise правительства  можно договориться о ее возможном (не)принятии,  чеш.,  ⎼   (ne)přijetí. Если премьер-министр представляет президенту ЧР предложение об отставке министра, чеш.,  ⎼   návrh na odvolání ministra,  тот принимает это предложение, хотя в Конституции и не прописана обязанность,чеш.,  ⎼   povinnost того в данной ситуации. См. положение статьи 73 п. 1, где указано, что премьер-министр подает заявление об отставке президенту, др. словами – непосредственно делает это от своего имени, а вот остальные члены кабинета подают заявление тому о своей отставке через главу кабмина.

С законодательной властью в смысле отношений у главы государства следующие полномочия: может провозглашать проведение выборов,  чеш.,  ⎼   vyhlašovat volby в Парламент: в ее нижнюю палату – Палату депутатов и в Сенат, созывать нижнюю палату парламента в течение 30-ти дней после выборов (см. ст. 34 о порядке действий при том, когда президентом это не будет произведено) и  в праве  распустить, чеш.,  ⎼    rozpouští ее в кризисных ситуациях,  чеш.,  ⎼   krizových situacích (ст. 62 п. с)  и ст. 35), а также обращение в Конституционный суд по причине неконституционности  принимаемого закона в целом или в его части сюда же можно отнести применение права вето.

Президентское вето касательно законодательной власти распространяется только на обычные законы, чеш.,  ⎼   na běžné zákony, использовать же его для конституционных законов нельзя. Если глава государства воспользуется правом вето - (в течение 15 дней от получения закона на подпись он отсылает в Палату депутатов его обратно вместе с обоснованием, чеш.,  ⎼    spolu s odůvodněním), то его можно преодолеть абсолютным большинством,  составляющим 50 % + 1 голос от общего числа всех депутатов, чеш.,  ⎼   nadpoloviční většinou všech poslanců (всех, а не присутствующих).

С судебной властью отношения чешского президента опосредуются отдельными полномочия, как то: самостоятельно назначать судей, чеш.,  ⎼    jmenovat soudce в Конституционном и в Верховном  суде (в том числе председателя и его заместителей), правом смягчать наказания, чеш.,  ⎼   zmírňovat tresty, вынесенные судом.  Иметь ввиду, что при реализации президентских полномочий применительно назначения судей в Высший административный суд, чеш.,  ⎼   do Nejvyššího správního soudu,  а также амнистирования применяется совместная подпись (см. об этом детальнее по тексту выше). Аналогично используется правило kontrasignaci  и в нижеприведенном случае.  С позиции некоторого баланса, функции разделения властей имеет место быть также и  право президента выносить постановление против инициации уголовного производства или его продолжения.

Наряду с этим, президент прощает и смягчает, чеш.,  ⎼   odpouští a zmírňuje приговоры, вынесенные судом. Основным целевым посылом этого полномочия является достижения возможной уравновешенности, сглаживания последствийсудебных решений, чеш.,  ⎼   rozhodnutí.  И тем самым президент в обоих случаях вносит в некоторой степени в смягчающий элемент в осуществлении,  чеш.,  ⎼   do výkonu судебной власти.  К этому выводу будет оправданным присовокупить также и объявляемую президентом амнистию.

Завершая анализ президентских полномочий по тексту конституции ЧР, уместным будет упомянуть еще и о том, что, наряду с этим, глава чешского государства наделен и другими полномочиями, регулируемыми обычными законами (неконституционными), чеш.,  ⎼   mimo Ústavu такими как, например: объявление о выборах, чеш.,  ⎼    vyhlašování voleb в муниципальные и региональные властные органы местного самоуправления, назначение, чеш.,  ⎼    jmenování председателя академии наук,  ректоров государственных ВУЗов и присвоение ученых званий профессор,хранение,   чеш.,  ⎼   uchovává государственной печати, чеш.,  ⎼   státní pečeti, и др.

В заключение о связи с конституционным порядком, частью которого являются, наряду с самой Конституцией ЧР и имплементированной в чешское законодательство Хартией основных прав и свобод, чеш.,  ⎼   Listina základních práv a svobod, еще   ряд конституционных законов и много еще др.,  приведем такой следующий пример. Применение конституционного закона № 110/1998 Свода законов О безопасности,  чеш.,  ⎼   o bezpečnosti ЧР в контексте актуальных реалий сегодняшнего дня в Чехии,   нынешней ситуации ЧП-чрезвычайного положения,  чеш.,  ⎼   nouzový stav, связанного с пандемией из-за нового коронавируса, который   объявлен на 30 дней премьер-министром с 12 марта с.г.  

Кроме этого применительно к пандемии, как предмету, по причине которого введено это ЧП, отсылаем также и к  положению § 5 Закона № 240/2000 Свода законов Об антикризисном управлении,  чеш.,  ⎼   o krizovém řízení (Кризисный закон) с перечнем ограничений прав людей в такой связи, в   том числе, права на неприкосновенность  личности и жилья при эвакуации, права собственности и т.п.  

Леонид Кушнаренко, адвокат, партнер чешской адвокатской компании в Праге «Advokátní kancelář Kushnarenko & partners»

http://advokat-cz.com/contacts/

Леонид Кушнаренко
X

Закажите звонок

Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш адвокат свяжется с Вами