fbpx

Как вычислить финансовую пирамиду?

191
Финансовая пирамида

В последнее время стали все чаще появляться предложения о дополнительном заработке, инвестировании в различные компании, предоставляющие доход без необходимости принятия участия в процессе непосредственного осуществления деятельности компании. На желании заработать, на жадности, на лени граждан разрабатываются различные финансовые пирамиды, разрушающие человеческие жизни. В этой связи представляется особо важным рассмотреть типичные признаки финансовых пирамид, чтобы минимизировать риск «попадания в руки мошенников».

Итак, финансовая пирамида – это схема получения прибыли за счет новых вкладчиков. Основатель финансовой пирамиды разрабатывает определенную систему ее функционирования и условия, на которых участники будут получать деньги.

Как показывает практика, многие современные компании, основатели которых разрабатывают финансовые пирамиды, нередко «прикрываются» сетевым маркетингом. В итоге, многие компании, обещавшие гражданам большой пассивный доход, фактически «исчезают» с рынка либо имеют достаточно серьезные проблемы с выплатой причитающихся гражданам денежных средств. Это связано с тем, что компании, которые выплачивают пассивный доход гражданам и не могут его обосновать (ни источник его получения, ни цели реализации и т.п.), долго не существуют на рынке.

Поэтому важно внимательно выбирать компанию, в которую можно вложить доход. Ведь, безусловно, не все компании, разрабатывают финансовые пирамиды и не стремятся выплачивать денежные средства гражданам. При этом, как показывает практика, подобных компаний, не являющихся «фирмами-однодневками» в сфере получения гражданами пассивного дохода от вложения денежных средств, достаточно мало.

Выбирая компанию, важно сначала выяснить, существует ли у нее какой-то реальный сегмент (реальная продажа товаров или реальное оказание услуг), реально приносящий проценты (дивиденды) за счет привлечения новых вкладчиков.

Далее важно найти информацию о публичности основателей. Как правило, основатели компаний, имеющие серьезные намерения, публикуют свою фамилию, имя и отчество, фотографию, биографию и иные дополнительные сведения, явно стимулирующие доверие граждан. 

Конечно же, бывают разные ситуации, ведь не всегда основатели компаний желают публиковать о себе сведения. Но, как правило, достаточно серьезные компании публикуют информацию об учредителе (основателе) компании. Если в компании нет информации об учредителе, продавцах, основателе и т.п., есть повод задуматься о надежности такой компании, ее серьезном отношении к своим потребителям.

Также важно проверить существование интересующей компании и ее виды деятельности (в выписке) на официальном сайте Федеральной налоговой службе, непосредственно на сервисе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента»: https://egrul.nalog.ru/index.html

Бывают случаи, что компания реально не зарегистрирована как юридическое лицо (либо гражданин, основатель пирамиды, действующий в качестве индивидуального предпринимателя, реально не зарегистрирован Федеральной налоговой службой в качестве такового). Также возникает риск и, если компания зарегистрирована в офшорной зоне (при этом по данной организации отсутствуют документы или какие-либо иные официальные сведения). Достаточно сложно будет найти основателей такой компании в другой стране, особенно в случае предъявления претензий к ним о невыплатах.

Также важно ознакомиться с сайтом компании, посмотреть, насколько качественно он сделан, когда такой сайт был создан, каков его рейтинг и т.п. Это можно сделать, например, обратившись к сайту: https://www.alexa.com/

Далее следует обратить внимание на указание в условиях о выплате прибыли (дивидендов) от вложения денежных средств или от привлечения новых вкладчиков возможности оплаты либо вывода денежных средств исключительно с платежных систем. Должно быть, как минимум, два способа вывода денежных средств – например, с электронных платежных систем и путем перечисления денег на пластиковую карту.

Кроме того, вызовет подозрение и отсутствие офисов, ответственных лиц, телефонов и иных контактных данных с сотрудниками компании. Наличие представителей («рефордов»), представляющих интересы не от лица компании. 

Конечно же, перечень критериев не является исчерпывающим (к примеру, можно проверить организацию или гражданина (индивидуального предпринимателя) в Банке данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов: https://fssprus.ru/iss/ip) на возможность исполнения ими своих обязательств (если они имеются). В настоящей статье приведены лишь основные критерии.

Подводя итог, важно отметить, что вкладывая деньги в какую-то компанию, важно, в первую очередь, убедиться в ее достоверности, возможности ей доверять и реальной ее способности исполнить свои обязательства.

Татьяна Сергеевна Саяпина,

старший преподаватель Московского экономического института, аспирант Института государства и права Российской академии наук, адвокат филиала № 49 Московской областной коллегии адвокатов