fbpx

Конституция будущего поколения

Конституция РФ

В соответствии с заключением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 2020 года N 1-З положения Закона о поправке к Конституции РФ соответствуют положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации. Данные изменения вступят в законную силу, если изменения в Конституцию Российской Федерации по результатам общероссийского голосования поддержат более половины граждан, принявших участие в голосовании. Дата проведения общероссийского голосования определяется Указом Президента Российской Федерации.

В общероссийском голосовании вправе принимать участие граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения общероссийского голосования возраста 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане Российской Федерации участвуют в общероссийском голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Антон Плохов

Вниманию участников голосования представлены, в общей сложности, более двухсот изменений в 46 статьях Основного закона. Это огромный массив текста, освоить который не так просто.

Результаты опросов

По данным ВЦИОМ более половины россиян (66%) декларируют возможное участие в голосовании пo поправкам в Конституцию, причем 41% выражают крайнюю степень уверенности в этом. Чаще сообщают о возможном принятии участия в голосовании россияне 45-59 лет (70%) и старше 60 лет (73%).

О конкретных предложениях, которые будут вынесены на общероссийское голосование, знает каждый четвертый. Чаще всего россияне называли обязательную регулярную индексацию пенсий. Также россияне знают, что будут вноситься изменения, касающиеся социальной политики в целом и ограничение на пребывание в должности Президента более двух сроков для одного человека.

Необходимы ли поправки в Конституцию?

На вопрос о том, назрели ли поправки в Конституцию Российской Федерации, нет однозначной точки зрения. Надо учитывать тенденции развития общества как связанной с государством, но все же и самостоятельной среды обитания людей (социума). Гражданское общество- это понятие включается в отдельные законы, но надо же ему дать и конституционную основу. Уже в первой статье Конституции называем государство демократическим, но все же не помешало бы далее раскрыть в ней, что это означает для страны, для общества.

Давайте также учтем то новое, что пришло с Интернетом, этой необъятной материей, рождающей совсем новые пути общения людей, возможности их объединения, в конце концов, даже зарабатывания средств к существованию и угрозы утечки персональных данных.

И конечно, следует взглянуть на федеральный баланс властей, на состояние федеративной организации страны и на состояние местного самоуправления как низовой ветви народовластия.

Как видим, те, кто предлагал и предлагает конституционные изменения, ни в коей мере не покушаются на демократические ценности, права и свободы человека и гражданина, отраженные в нашей Конституции, а наоборот, думают об их упрочении.

Суть поправок в Конституцию

Изменения, вносимые в разные разделы и параграфы, меняют баланс властей, изменяют полномочия должностных лиц, заново рисуют конфигурацию государственной власти. В такoй ситуации голосовать по каждому изменению текста, согласовывая отдельно появление отдельных слов, новых статей и изменения пoлномoчий различных органов власти – значит, неминуемо увязнуть в деталях законотворчества. При этом непринятие одного изменения текста может делать бессмысленным принятие других изменений. Иными словами – перед гражданами России комплексная Конституционная реформа, предложенная главой государства

Когда мы обсуждаем недостатки нынешней редакции, то в первую очередь на ум приходят не отсутствие социальных гарантий или консервативных ценностей, а следующие недостатки:

  • несправедливо оформленная система разделения властей и сдержек и противовесов в пользу Президента;
  • неравномерное разграничение полномочий между федерацией и субъектами, когда субъекты оказываются в финансовой зависимости от федерации;
  • второстепенная роль местного самоуправления;
  • отсутствие реальных гарантий независимости судебной власти и отсутствие эффективных механизмов защиты прав человека.

Действительно, теперь Государственная Дума сможет согласовывать кандидатуру не только Председателя Правительства, но и других министров (не всех). Однако и основания для роспуска тоже расширяются. Совет Федерации теперь будет давать согласие на назначение Прокуроров субъектов. Однако до поправок это полномочие было у региональных органов власти, что кажется более справедливым. Совет Федерации нагружается представителями Президента, в том числе экс-Президентами, которые будут находиться там пожизненно. Ну и дополнительные шаги к контролю Президента над судебной властью. Теперь Президент сможет через Совет Федерации инициировать процедуру "отзыва" судей Конституционного Суда.

Итак, впереди само голосование. Поправки будут считаться принятыми, если большинство из пришедших на участки, выскажется "за". Так определил Конституционный суд. Решение КС окончательное, обжалованию не подлежит.

Стaрший юрист «Юридической фирмы «A.T. Legal»

Плохов Антон Михайлович

Сейчас читают: Поправки в Конституцию — полный текст

Конституционный суд поддержал поправки: судья КС в отставке объясняет причины

Комиссия Совета Европы рекомендовала изменить поправку в Конституцию об увольнении судей

Поделитесь с друзьями
Похожие статьи
Работа юриста: я ее люблю!
Неожиданное признание в любви...от нашей коллеги Юристы на карантине тоже страдают. И безумно скучают по…
Поправки в Конституцию приняты – что дальше?
Как юрист-практик, могу сказать, что главное в законодательстве не сами по себе законы, а их…
Председатель суда: «Суд должен быть независим от местных органов власти»
Председатель Конституционного суда Башкортостана Зуфар Еникеев полагает, что сейчас правильное время для внесения поправок в…
X

Закажите звонок

Наш специалист свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш менеджер перезвонит вам!