О целесообразности принятия закона о «суверенном интернете»

150

Вопросы, связанные с использованием, распространением и передачей информации в сети «Интернет» и связи общего пользования, уже не один десяток лет привлекают внимание ученых-юристов.

За последние годы количество правонарушений гражданского, административного и уголовно-правового характера, совершаемых посредством использования сети «Интернет» и связи общего пользования стремительно возрастает. Вместе с тем, по данным пресс-службы Центрального банка России, злоумышленниками неоднократно предпринимались попытки дестабилизации финансовой системы Российской Федерации. Количество преступлений, связанных с попытками несанкционированного доступа к банковской системе, в том числе к системам правоохранительных органов прогрессирует, что существенно угрожает национальной безопасности РФ. В связи с этим законодатель видит решение данной проблемы посредством принятия ФЗ от 01.05.2019г. No 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»», который призван обеспечить устойчивое, безопасное и целостное функционирование в России сети «Интернет» и сети связи общего пользования.

Также Закон предусматривает создание централизованного управления информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования. В результате чего Роскомнадзор получит полномочия определять правила маршрутизации трафика российских операторов. Эксперты уже отметили технически невыполнимые требования, представленные в Законе. Одним из них является невозможность операторам связи и другим уполномоченным лицам передать в Роскомнадзор полную схему своей сети и маршрутизации трафика в ней, поскольку сеть — живая многоуровневая система, постоянно расширяемая и обновляемая.

С одной стороны, очень закономерная тенденция, которая прослеживается в некоторых странах мира. Так, в КНР доступ к иностранным сайтам ограничивается правительством Китая в целях цензуры. Веб-страницы фильтруются по ключевым словам, связанные с государственной безопасностью, а также по «чёрному списку» адресов сайтов.

С другой стороны, полномочия Роскомнадзора, которые существенно расширяются вступлением данного Закона в силу, не имеют сейчас реальной возможности реализации. Это связано, во-первых, с тем, что Роскомнадзор не наделен правом определять порядок централизованного управления сетью, виды угроз, а также издавать акты, содержащие требования к сетям связи; а, во-вторых, не имеет необходимого оборудования, программного обеспечения и профессиональных кадров для управления такими сетями, следовательно, фактически не может осуществлять функции по правовому регулированию и прямому управлению отраслью связи.

Тем не менее, Роскомнадзору делегированы Правительством РФ полномочия по координированию обеспечения устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории страны сети «Интернет». При этом собственники или другие владельцы линии связи в предусмотренных в законе случаях, обязаны представлять в этот федеральный орган исполнительной власти информацию о цели использования линии связи, а также о средствах связи, установленных на указанной линии связи.

Таким образом, рассматриваемый закон может создать определенные коррупционные предпосылки. Так в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. No 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» закреплено следующее положение: «...Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции».

Как представляется, закон может затронуть деятельность организаторов распространения информации, так как в случае неисполнения требований, установленных законодательством РФ, государство может либо временно ограничить функционирование сайта, либо обеспечить полную блокировку контента сайта, как крайнюю меру воздействия.

Исходя из вышеизложенного, сейчас существует несколько причин, порождающих проблему в области регулирования сети «Интернет» и сети связи общего пользования в России.

Во-первых, Роскомнадзор не имеет необходимого оборудования, программного обеспечения и профессиональных и квалифицированных кадров для управления указанными сетями, что порождает объективную невозможность охватить их большие масштабы и осуществить надзорные полномочия в данной области связи.

Во-вторых, делегирование судебных полномочий Роскомнадзору может создать предпосылки коррупционной направленности.

Олег Матюнин, управляющий партнер

Адвокатское Бюро города Москвы "Матюнины и Партнеры"