Интерес к проблемам информационного общества достаточно стабилен уже в течение последних 15 лет. 22 июля 2000 г. лидерами стран Большой Восьмерки была принята Окинавская Хартия глобального информационного общества, в которой отмечено, что информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества в XXI веке. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества…
В декабре 2003 г. впервые в истории человечества лидеры 150 стран мира собрались в Женеве на Всемирный саммит по информационному обществу для обсуждения глобальной задачи нового тысячелетия – построения информационного общества. Были приняты два документа, подписанных в том числе и Россией, – «Декларация принципов» и «План действий». В «Декларации принципов», в частности, заявлено об общем стремлении и решимости построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие человечества информационное общество. В таком обществе каждый человек имеет возможность создавать информацию и знания, пользоваться и обмениваться ими с тем, чтобы обеспечить отдельным лицам, общинам и народам условия для максимально полной реализации своего потенциала. Это должно содействовать их устойчивому развитию и повышению качества жизни на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций, при соблюдении в полном объеме принципов Всеобщей декларации прав человека.
Очевидно, что технологии познания истины и поиска информации за последние годы серьезно изменились. Сегодня одним из наиболее мощных инструментов, созданных обществом, являются современные информационно-коммуникационные технологии. В соответствии с материалами Всемирного саммита по информационному обществу, их использование дает преимущество во всех сферах жизни.
Основные аспекты информационного общества
В специально посвященном этим проблемам разделе «Плана действий» отмечаются следующие аспекты, которые можно спроецировать на библиотечную практику.
Первый – электронное государственное управление, направленное на обеспечение прозрачности государственных учреждений и демократических процессов, повышение их эффективности и укрепление связи с гражданами. Библиотеки участвуют в данных процессах, предоставляя печатные и виртуальные материалы о деятельности властных органов, общественных организаций, обслуживая публичные центры правовой информации.
Второй аспект – электронная коммерческая деятельность как мощный стимулятор оживления экономики и повышения доступности товаров и услуг вне зависимости от места проживания. Библиотеки уже участвуют в данном направлении, обслуживая удаленных пользователей путем электронной доставки документов.
Третий аспект – электронное обучение, которое обеспечивает повсеместную доступность образования вне зависимости от места проживания, а порой и материальной обеспеченности обучаемого.
Четвертый аспект – электронное здравоохранение как комплекс мер, содействующих распространению медицинских знаний, всемирный мониторинг отслеживания инфекционных заболеваний.
Пятый аспект – электронная занятость – использование электронного надомничества, содействие всеобщей занятости населения, рациональное распределение трудовых ресурсов.
В настоящее время все более распространяется осознание того, что право на информацию – одно из естественных, фундаментальных прав личности. В статье 19 Всеобщей декларации прав человека утверждено право каждого человека на свободу убеждений, их свободное выражение, что предполагает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию. Если в прошлых столетиях проблемы науки интересовали лишь узкий слой причастных к ней интеллектуалов, а отношение к технике было сугубо прикладным, то наше время выдвинуло оба эти явления в центр общественного внимания.
Стратегия развития информационного общества и нормативное регулирование
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации утверждена Распоряжением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212. В общих положениях стратегии указано следующее: «Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества».
Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, отнесены:
- формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
- повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;
- развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
- развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
- сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
- противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.
В списке основных задач «Стратегии развития информационного общества» почему-то не нашла отражения не менее важная задача – правовая защита информации в системе информационных отношений. Существующий пробел при установлении правовых режимов доступа к информации приводит к негативным явлениям – от противоправных действий по разжиганию межнациональной розни до преступлений, связанных с нарушением авторских прав.
Одним из примеров такого плана является проблема незаконного распространения авторской продукции. По сообщениям масс-медиа, количество используемых в России пиратских компьютерных игровых программ доходит до 91%. Наибольшее количество информационных правонарушений относится к сфере гражданско-правовых отношений, связанных с защитой авторских прав. В правовом понимании авторские права – это авторская информация, особым образом защищаемая законом. На сегодняшний день подавляющее большинство лиц, нарушающих авторские права, не привлекаются к ответственности. Существуют определенные сложности в выявлении «места утечки информации», установлении субъекта-правонарушителя, а также в определении размера убытков, причиненных автору. Пиратский рынок будет существовать, пока есть спрос на продукцию, которая продается гораздо дешевле лицензионных копий и пока отсутствует четкий механизм привлечения к ответственности нарушителей авторских прав.
Возвращаясь к «Стратегии развития информационного общества», отметим, что в результате реализации основных направлений и мероприятий к 2015 году должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей:
- место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества – в числе двадцати ведущих стран мира;
- место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы – не ниже десятого;
- уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий – 100%;
- доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий – более 50%;
- рост объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике по сравнению с 2007 годом – не менее чем в 2,5 раза;
- сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития – до 2 раз;
- уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения за счет всех технологий: к 2010 году - 15 линий и к 2015 году - 35 линий;
- наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, - не менее чем в 75% домашних хозяйств;
- доля исследований и разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования: к 2010 году – не менее 15% и к 2015 году – 30%;
- рост доли патентов, выданных в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, в общем числе патентов: к 2010 году – не менее чем в 1,5 раза и к 2015 году – в 2 раза;
- доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации –100%;
- доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота – 70%;
- доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов – 100%;
- доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, – не менее 20%;
- доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек – не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов – 100%;
- доля электронных каталогов в общем объеме каталогов Музейного фонда Российской Федерации – 100%.
Преимущества информационных технологий и достижения «Электронной России» на сегодняшний день бесспорны. Человек, который не пользуется «благами» информационного общества, отстает, находится «за бортом», отдаляется от развивающегося быстрыми темпами информационного общества.
Сегодня труд большинства людей связан с компьютерами, так как их использование позволяет гораздо более оперативно решать текущие задачи. Современной тенденцией является вытеснение печатной книги электронной. По мнению Владимира Семеновича Балабанова, ректора Российской академии предпринимательства – это минус: «молодые люди перестали получать информацию из бумажных носителей. Все стремятся к компьютеру, в результате отвыкают от логического мышления, потому что способны только принимать информацию». Такое мнение не лишено, на наш взгляд, достаточного критического потенциала.
Так, наличие огромного количества информации, например в Интернете, есть одновременно и плюс, и минус.
Во-первых, сегодня во всемирной паутине можно найти большое количество книг, которые можно скачать бесплатно вместо приобретения их в книжном магазине. Информация одна и та же, разница только в том, что одна книга – на бумаге, другая – электронная. Вопрос о наличии или отсутствии логического мышления в данном случае вообще не возникает. То, что можно, вместо похода в библиотеку или магазин, скачать необходимую книгу, находясь у себя дома, – это, конечно же, плюс.
В чем же минус?
В Интернете информация может быть выложена кем угодно. Причем достоверность такой информации далеко не всегда составляет 100%. Ведь кто-то, размещая, например, на форуме, свои предположения, основанные на субъективном умозаключении, может выдавать их за единственно верные.
Чтобы обернуть этот минус в плюс, нужно просто уметь фильтровать информацию, полученную посредством всемирной паутины, с недоверием и критикой относиться к информации, размещенной на общих форумах, и свободно пользоваться информацией, размещенной на официальных сайтах, например, государственных структур.
Часто встречаешь в Интернете обсуждения на самые различные темы правового, экономического, политического характера. Чтобы принять активное участие в таких обсуждениях логическое мышление просто необходимо.
Наталья Владимировна Тихомирова, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) заключает: «Современные студенты активно пользуются электронными и информационно-коммуникационными технологиями. Сегодня важна скорость передачи и усвоения знаний. А это невозможно без технологий электронного обучения».
Совершенно немыслима жизнь, например, практикующего юриста, без использования информационных правовых систем (Гарант, Консультатнт, Кодекс и др.), давно и прочно вошедших в деятельность специалистов различных отраслей. По меньшей мере, нелепо выглядит сельский судья, который вынужден откладывать процесс в связи с тем, что он не смог найти необходимой нормы в груде напечатанных законов, а проверить утверждения стороны он не может, так как не успел обновить свой кодекс с учетом недавно внесенных поправок. Здесь, конечно, есть и другая проблема, психологического характера. Для того чтобы вписаться в современное информационное общество, кому-то необходимо сломать сложившиеся стереотипы, кому-то – избавиться от фобий перед компьютерами, кому-то, возможно, изменить систему ценностей, а кому-то – просто стать гибче, чтобы адаптироваться к современным условиям жизни.
Андрей Коротков, первый заместитель министра РФ по связи и информатизации, выявил следующие минусы «Электронной России»:
Во-первых, «информация имеет лишь некоторые общие свойства со «знанием». Процесс обработки информации совсем не означает ее разумное использование. И мы пока еще далеки от разумного использования информации, мы далеки от «общества знаний»».
Во-вторых, «когда мы дойдем до уровня, при котором все процессы в обществе смогут функционировать с помощью «цифровой системы», мы станем другим обществом. И поскольку мы говорим о процессах создания электронного государства или электронного бизнеса, существуют законные опасения о неполной вовлеченности, о цифровом неравенстве. Если электронное государственное управление взаимодействует с гражданами в электронном виде, и при этом часть общества не подготовлена к этому технически или не имеет доступа к технологиям, мы являемся государственной властью только для этой части общества».
В заключение хотелось бы отдельно отметить проблему здоровья человека в эпоху «информационного общества». Вне всякого сомнения, длительная работа за компьютером, сидячий образ жизни, дефицит сна не самым лучшим образом сказываются на здоровье человека XXI века. И это – минус информационного общества. В каком бы ритме нам не приходилось жить, не нужно забывать о прогулках на свежем воздухе, полноценном здоровом сне и т.д. Прогресс не должен наносить вреда здоровью человека.
Интересные материалы по теме:
Личные данные и информация в соцсетях: новые законопроекты