Проблемы правоприменения в государственных органах по защите прав детей

Проблемы правоприменения в государственных органах по защите прав детей

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, провозгласила, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства.

Она послужила фундаментом для современного Семейного кодекса Российской Федерации, в большей части направленного на защиту прав и законных интересов детей. До них принцип 6 Декларации прав ребенка от 20.11.1959 г. закреплял, что на обществе и органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Позже, Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» фундировалось, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией damaskinсодействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов. Вместе с тем, защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Однако у изложенного существует и негативная сторона.
В настоящее время в государственных органах по защите прав детей в основном работают женщины – педагоги и психологи. Несмотря на это, данную работу трудно назвать «женской», поскольку кроме взаимодействия с детьми приходится довольно часто бывать в судах, выполняя чисто юридическую работу, не говоря о встречах с агрессивными представителями групп, находящихся в социально-опасном положении, а также ненормированном рабочем дне. Так, при рассмотрении судом дел, затрагивающих интересы детей, обязательно участие органа опеки и попечительства (далее – органа опеки). Составляемые им заключения, несмотря на принцип состязательности сторон, оценку доказательств и прочие основы производства – практически всегда становятся основами судебных решений, и, порой, судьи их буквально копируют в своих решениях, полностью соглашаясь со сделанными выводами специалистов, надлежащим образом не исследуя остальные доказательства. Отсутствие квалифицированных юридических кадров внутри органов опеки является серьезной проблемой, которая может проявляться в фактической некомпетентности должностных лиц, не понимающих базовые законы, которыми руководствуются в процессе своей деятельности, особенно, если учитывать, что на их долю выпадают семейные споры - одни из наиболее тяжелых дел в судебной практике. В качестве примера можно рассмотреть следующую ситуацию.
На сегодняшний день Федеральным законом от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» выделяются четыре формы устройства граждан, при которых назначенные органом опеки лица, являются законными представителями подопечных: так называемая обычная опека и попечительство; предварительная опека и попечительство (временное назначение опекуном); добровольная (назначение опекунов по заявлению родителей детей, и по заявлению самих несовершеннолетних граждан); приемная или патронатная семья. Из указанного, наибольший интерес представляет непопулярная, но в то же время самая простая по установлению – предварительная опека. По своей сущности, временное назначение опекуном или попечителем способствует максимальной защите прав и законных интересов детей в случаях, когда они фактически остаются без попечения родителей. Достаточно часто возникают ситуации, когда дети живут с родителями, ведущими асоциальный образ жизни, не принимающими участия в их воспитании и содержании, иными словами – не осуществляющими родительские обязанности. В этих случаях рациональным выходом, в меньшей степени травмирующим ребенка, является установление предварительной опеки, если, например, совместная жизнь с родителем алкоголиком – нецелесообразна, а направление в приют для ребенка всегда является сильным стрессом. Согласно ст. 12 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», в случаях, если в интересах ребенка ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя, при нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нецелесообразность помещения несовершеннолетних в приют - основа указанной статьи, поскольку в этом случае есть реальная возможность сделать законным представителем ребенка родственника, или лицо, которому не безразлична судьба дитя человеческого (например, друга семьи).
В целях своевременного установления предварительных опеки или попечительства орган опеки обращается с предложениями к гражданам, которые выразили желание быть опекунами или попечителями. Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления идентификации лица, а также обследования органом опеки условий его жизни. Таким образом, надлежащим образом составленный органом опеки акт обследования условий жизни несовершеннолетнего, является юридическим фактом для признания ребенка оставшемся без попечения родителей, что позволяет оформить временное назначение опекуна или попечителя до момента решения вопроса о лишении родительских прав родителя ребенка. Это обычная практика для многих субъектов Российской Федерации, применяемая в целях обеспечения прав и интересов детей. Тем не менее, не во всех городах данная форма опеки востребована, поскольку в силу обширных пробелов в семейном праве и множестве слабоурегулированных вопросов, специалисты не уверены, как ее оформлять и попросту с ней не связываются, мотивируя тем, что пока родитель не лишен родительских прав – ничего невозможно сделать. В то же время, если родитель не лишен родительских прав (или не ограничен в них), то он является законным представителем несовершеннолетнего, которого, ввиду этого, невозможно передать в приют, если только не установлена непосредственная угроза жизни ребенку.
Мало кто об этом задумывается, но жизнь и будущее многих детей в России зависит от работы органов опеки и попечительства, являющихся, по сути, координационным центром государственных органов по защите прав детей, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних. Именно поэтому необходимо уделить особое внимание кадровой подборке лиц, в руках которых каждый день находятся судьбы родителей и детей, а от их действий и решений складывается будущее семей в целом.

Директор Дальневосточного Юридического Бюро
Сергей Александрович Дамаскин

X

Закажите звонок

Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш адвокат свяжется с Вами