Третейский суд – альтернативный способ разрешения спора или «карманный суд»?

Третейский суд – альтернативный способ разрешения спора или «карманный суд»?

Согласно ст. 118 Конституции РФ, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (в данном случае Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации") согласно которых, третейские суды находятся за пределами судебной системы Российской Федерации и не являются каким-либо самостоятельным элементом государственной власти.
Законодательством Российской Федерации также допускается осуществление правосудия посредством третейских судов.
Ранее деятельность третейских судов регулировалась Федеральным законом от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации".
С 1 сентября 2016 года данный закон утратил силу и его нормы не будут больше применяться, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня Chernyadievaвступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее закон об Арбитраже).

Что же изменилось с принятием нового закона? Рассмотрим более подробно.

По ранее действующему законодательству требования к третейскому суду всегда были скромными, что привело к существованию "карманных" судов, а это, в свою очередь, лишало стороны права на справедливое и объективное судебное разбирательство. Но с принятием закона об Арбитраже все должно измениться в лучшую сторону. В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в РФ" постоянно действующий третейский суд считался образованным, когда юридическое лицо принимало решение о его организации и утверждало как положение о нем, так и список третейских судей.
Такой подход к образованию третейских судов привел к тому, что вместо объективного, независимого и беспристрастного судебного разбирательства все, кто хотел и мог, создали собственные третейские суды, которые могли не находиться по своему юридическому адресу, а председателя, секретаря и судью представлял один сотрудник, который мог и вовсе не иметь юридического образования. Третейские суды могли создать любые бизнес-структуры и прописать подсудность в таком третейском суде, решение которого обязательно к выполнению и обжалованию не подлежит. Таким образом, третейский суд превращался в инструмент решения любого спора в свою пользу.
Законодатель решил пресечь эту порочную практику, приняв закон об Арбитраже, который будет регулировать порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство).
Этот более совершенный Закон содержит новый понятийный аппарат в сфере третейского разбирательства, более основательную и детальную проработку арбитражного соглашения, процедуры введения арбитража, а также процедуры создания постоянно действующих третейских судов.
Закон об арбитраже вводит новые понятия и корректирует уже существующие (ст. 2 Закона об арбитраже). Например, понятия "арбитраж" и "третейское разбирательство" указаны в нем как синонимы и подразумевают процесс разрешения спора третейским судом и принятия им решения (арбитражного решения). Важно отметить, что теперь третейским судом будет называться единоличный арбитр или коллегия арбитров, которые рассматривают конкретное дело, а не постоянно действующий орган, созданный для рассмотрения споров.
Планируется, что с сентября 2016 года все третейские суды в России заменят арбитражные учреждения. Именно они будут на постоянной основе обеспечивать арбитраж, в том числе по выбору, назначению или отводу арбитров, ведению делопроизводства и распределению арбитражных сборов.
Главная интрига и новелла Закона об арбитраже - новая процедура создания постоянно действующего арбитражного учреждения, которое можно будет создать только при некоммерческих организациях - НКО (ранее это могло быть и просто ООО или любая коммерческая организация). Образовать одно арбитражное учреждение при двух и более НКО нельзя.
Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства РФ, принимаемым в установленном им порядке, на основании рекомендации совета по совершенствованию третейского разбирательства.
Ранее отсутствие контроля за третейскими судами со стороны государства привело к тому, что этот правовой институт полностью дискредитирован и не способен эффективно применяться для решения многих вопросов бизнеса.
Закон об Арбитраже вводит полноценный институт единых и независимых органов содействия и контроля в отношении арбитража: такие функции будут выполняться государственными судами Российской Федерации. В соответствии с поправками в АПК РФ и ГПК РФ сторонам третейского разбирательства предоставлено право обращения в государственные суды РФ за разрешением вопросов:
- о назначении арбитра по заявлению любой стороны;
- о рассмотрении заявления об отводе арбитра;
- о рассмотрении заявления о прекращении полномочий арбитра.
При этом определение, вынесенное государственным судом РФ в рамках оказания содействия третейским судам, является окончательным и обжалованию не подлежит. Государственные суды по-прежнему будут рассматривать дела об оспаривании арбитражных решений, если только стороны заранее соглашением не предусмотрели, что оно является окончательным, а также о выдаче исполнительных листов на принудительное их исполнение.
Кроме того, в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, третейский суд или сторона с его согласия могут обратиться в компетентный суд с запросом об оказании содействия в получении доказательств (ст. 30 Закона об арбитраже).
Третейские суды, создаваемые для рассмотрения конкретного дела, будут сохранены, но они не будут заниматься корпоративными спорами. Корпоративные споры, на которые есть указание в Законе об арбитраже, могут рассматриваться в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением.
Закон об Арбитраже прямо устанавливает арбитрабельность споров, которые связаны с созданием юридического лица в РФ, управлением им или участием в юридическом лице, сторонами которых являются учредители, участники, члены юридического лица и само юридическое лицо за некоторыми исключениями.
Очень надеемся, что с принятием нового Закона об Арбитраже, третейский суд станет истинно альтернативным способом разрешения спора, который даст сторонам уверенность в получении справедливого и беспристрастного решения, разгрузит государственные суды и исключит возможность «карманности» третейских судов в интересах недобросовестных участников гражданских правоотношений.
Екатерина Чернядьева,
директор ООО ЮК «Правовой Стандартъ» (г. Киров)

X

Закажите звонок

Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш адвокат свяжется с Вами