Сервитут на земельный участок – будут считать Оценщики?..

Минэкономразвития подготовило проект поправок в Гражданский и Земельный кодексы, которые позволят государству или компаниям использовать для строительства частные земли, не изымая их у собственников (устанавливать сервитут). Владельцы же участков за это получат определенную плату. В ближайшее время законопроект будет разослан по ведомствам для согласования.

В настоящее время под сервитутом понимают следующее:

Сервитут – это ограниченное право пользования чужим земельным участком.
В соответствии с п. 1 стр. 274 ГК РФ собственник земельного участка (или иной недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Обременение земельного участка сервитутом ни в коем случае не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения участком. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для участка, в отношении которого он установлен. Более того, собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в отношении которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком (п. 5 ст. 274 ГК РФ).
В случае, если права на земельный участок, обремененный сервитутом, перейдут к другому лицу, то сервитут сохраниться. При этом сам по себе сервитут не может быть предметом сделок (купли-продажи, залога и др.) и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимости, для обеспечения использования которой сервитут был установлен (п. 5 ст. 274 ГК РФ).
Действующим законодательством предусмотрено два вида сервитутов – частный и публичный. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, то есть, как правило, по соглашению между собственниками соответствующих земельных участков.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. При этом установление такого сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ) и круг его действия (круг правообладателей) обычно не ограничивается.
Кроме того, сервитуты бывают срочными (устанавливаются на определенный срок) и постоянными (устанавливаются без ограничения во времени).
Согласно действующего Законодательства сервитуты допускаются и сегодня, но нет механизма их установления, сейчас участок, отведенный под строительство, выкупается.
На оформление прав на землю, строительные компании тратят (по данным Минэкономразвития) до 5-6% бюджета стройки. Но изымать участки нужно при строительстве дороги, а при прокладке коммуникаций достаточно сервитута: его оформление на 30-40% дешевле регистрации изъятия земли при прокладке магистральных трубопроводов и в 5-6 раз — при строительстве линий электропередачи. Сервитут снизит издержки - не придется выкупать соседние земли, например для хранения стройматериалов, размещения рабочих и т.п., четко определять границы участка. Но сервитут снизит цену участка.
Пока Минэкономразвития будет согласовывать проект, механизм сервитута может заработать в отдельном регионе — Краснодарском крае для упрощения подготовки к Олимпиаде. Группа депутатов (члены комитета Госдумы по экономполитике) внесла в Госдуму проект поправок в закон об олимпийском строительстве. Они позволят до 1 января 2014 г. устанавливать сервитуты на участки, отведенные для олимпийского строительства.
Если данные поправки будут согласованы это с одной стороны значительно снизит количество конфликтных ситуаций между собственниками земельных участков и застройщиками, повлияет на стоимость земельных участков, сократит случаи изъятия земельных участков на треть (данные Минэкономразвития и по материалам «Ведомости») В свою очередь - размер платы за сервитут будет устанавливаться на основе Отчетов независимых оценщиков.

Зайцев Александр Вячеславович
Оценщик 1-й категории.
Учредитель ООО «Профэкс»
Член «Омского областного Союза предпринимателей»
Поделитесь с друзьями
Похожие статьи
Юридические аспекты обязательного режима ношения средств индивидуальной защиты (маски и перчатки)
В ряде регионов, в частности, в Москве и Петербурге, ввели обязательный режим ношения масок и…
X

Закажите звонок

Наш специалист свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш менеджер перезвонит вам!