info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

«Налоговое мошенничество»: какие изменения предлагают в Госдуме?

«Налоговое мошенничество»: какие изменения предлагают в Госдуме?

Государственная Дума разработала законопроект, направленный на устранение пробелов и неопределенностей законодательства в сфере ответственности за нарушение налогового законодательства. В качестве целей Депутаты указывают дополнительную либерализацию ответственности в указанной сфере, разделение предпринимательской деятельности и незаконных проявлений в сфере налогообложения.

Рост «налоговых» преступлений

В пояснительной записке к законопроекту члены фракции «Единая Россия» подчеркивают, что в последние годы наблюдается стабильный рост выявления преступлений, предусмотренных статьёй 173. 1 УК РФ (Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица), количество которых в 2020 году составило 5806 случаев, что на 26,5% превышает показатель 2018 года. При этом от всего этого количества лишь около 15% направляется в суд, а более половины выявленных так и остаются нераскрытыми по самым разным основаниям.

«Налоговое мошенничество»: какие изменения предлагают в Госдуме?

Подчеркивается, что регистрация организации, как обычной, так и созданной для дальнейшего использования в противоправной деятельности, является весьма сложным процессом, что практически исключает возможность совершения подобного преступления в одиночку. Тем не менее, в ходе следствия в большинстве случаев ни организаторы преступления, ни выгодоприобретатели в ходе следствия не устанавливаются: только каждое десятое преступление квалифицируется как совершенное группой лиц по предварительному сговору.

Похожая ситуация складывается и с преступлениями, квалифицированными по статье 173. 2 УК РФ (Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица): в 2020 году выявлено 5943 преступления, что на 21,5% превышает показатель 2018 года, а в суд отправляется только чуть более трети от этого числа.

«Налоговое мошенничество»: какие изменения предлагают в Госдуме?

В данном случае к ответственности привлекаются лишь лица, фиктивно выступавшие руководителем либо учредителем организации.

Такая ситуация, считают авторы документа, сложилась из-за того, что «рядовые исполнители не заинтересованы сотрудничать с органами предварительного следствия». Это, считают депутаты, негативно сказывается на криминогенной обстановке в сфере экономических преступлений.

«Рекламные объявления с предложением услуг по купле-продаже юридических лиц, открыто размещаются в СМИ и сети Интернет, что облегчает совершение различных мошеннических действий и хищений, а также легализацию имущества добытого преступным путем», - указано в документе. Также депутаты добавили, что сложившаяся ситуация не достигает целей уголовной профилактики и не обеспечивает полноты принятия мер к лицам, регулярно совершающим преступления такого рода.

В связи с этим предлагается дополнить статью 173.1 УК РФ частью второй следующего содержания:

«Лицо, впервые совершившее деяния, предусмотренные настоящей статьёй и статьей 173.2 настоящего Кодекса освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию и если в его действиях не содержится иного состава преступления».

Также предлагается установить запрет на незаконную регистрацию или её прекращение физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Необходимость вызвана тем, что за аналогичные преступления в сфере регистрации субъектов предпринимательской деятельности виновное лицо несет различную ответственность в зависимости от вида субъекта.

Фальсификация налоговой отчетности

Широко распространена практика, связанная с фальсификацией налоговой отчетности. Злоумышленники приобретают уставные документы и ЭЦП организаций, зарегистрированных на подставных лиц, а затем подают в налоговые органы недостоверную отчетность, которая якобы подтверждает вычеты, произведенные «налогоплательщиками». По данным ФНС в 2021 году злоумышленникам удалось вывести около 1 трлн рублей. При этом Уголовным Кодексом не предусмотрено применение к организаторам преступления соразмерных преступлению мер воздействия.

В Уголовном Кодексе отсутствует норма, позволяющая проводить ОРМ, направленные на выявление деятельности по фальсификации налоговой отчетности, до того, как фиктивными вычетами не воспользуется реальный налогоплательщик, что подпадает под действие ст. 199 УК РФ. Но даже при появлении признаков преступления, предусмотренного указанной статьёй, злоумышленники будут освобождены от уголовной ответственности в случае возмещения ущерба по конкретному уголовному делу, при этом не будет учитываться размер извлеченного ими преступного дохода от противоправной деятельности в целом.

В связи с этим предлагается дополнить УК РФ следующими положениями:

  • Статьёй 173.3 «Фальсификация документов бухгалтерского (налогового) учета, бухгалтерской (налоговой) отчетности», согласно которой указанное деяние будет наказываться штрафом в размере от ста до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового. При совершении преступления организованной группой срок лишения свободы увеличивается до семи лет.
  • Статьёй 159.7 «Мошенничество в налоговой сфере», согласно которой хищение денежных средств при возмещении налога, сбора, страховых взносов, путем включения заведомо ложных сведений в налоговую декларацию (расчет) наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. При совершении преступления группой лиц по предварительному сговору штраф увеличивается до трехсот тысяч рублей, а срок лишения свободы — до пяти лет.

Также предлагается предусмотреть порядок освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба, который, однако, не будет распространяться лиц, незаконно возместивших налоги.

Актуальное по теме:

Амнистия по «экономическим» статьям: кого ждёт помилование?

Смертная казнь в России: быть или не быть?

Может ли банк изменить ставку по действующему кредиту?

Поделитесь с друзьями
Похожие статьи
В ГД внесён законопроект по защите животных
Как информирует пресс-служба Государственной Думы, на рассмотрение внесены поправки в КоАП. Авторами законопроекта стали Павел…
Единый налоговый платеж: Министерство финансов предлагает выплачивать налоги «авансом»
Министерство финансов заинтересовано в развитии института «единого налогового платежа» на предприятия и ИП. Сегодня проект…
Депутаты и охота: результаты рассмотрения законопроектов
Ответственность депутатов Ранее мы рассказывали об одном интересном законопроекте, который бы установил ответственность для депутатов,…