Закон о просветительской деятельности стал одним из самых обсуждаемых документов в сети «Интернет». О нём говорят, его критикуют, его комментируют.
Что же вызвало такой шквал интереса и почему закон так критикуется?
Немного о законе
Начнём с того, что Положение об осуществлении просветительской деятельности подготовлено членами Совета Федерации, среди которых А. Климов, Е. Афанасьева, А. Вайнберг и др., и Депутатами Государственной Думы. Законопроект был внесён на рассмотрение в ноябре 2020 года, а принят и опубликован — пятого апреля 2021.
Если следовать тексту Пояснительной записке, то задача документа весьма благая — запретить использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Также в документе закрепляется понятие просветительской деятельности и устанавливается полномочие Правительства по определению порядка и условий ведения просветительской деятельности, форм контроля за ней. И именно последняя формулировка, по сути, стала объектом критики.
В тексте Положения первым, с чем сталкивается любопытный гражданин, является список лиц, имеющих право на осуществление просветительской деятельности:
- Органы государственной власти;
- Органы местного самоуправления;
- Уполномоченные органами организации;
- Физические лица;
- Индивидуальные предприниматели;
- Юридические лица.
Тут, кажется, всё в порядке. Далее идёт уточнение того, по каким направлениям осуществляется просветительская деятельность, и список форм, в которых осуществляется данная деятельность. Это презентации, лектории, семинары, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видео- и аудио-материалы и многое другое.
Но.
В чём причина острой критики?
Согласно пункту 4 Положения, «Просветительская деятельность осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основании договоров об оказании услуг, заключенных субъектами осуществления просветительской деятельности с организациями, осуществляющими образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры».
То есть, осуществлять просветительскую деятельность может только (если говорить о физ.лицах) совершеннолетний человек, не имеющий ограничений к занятию педагогической деятельностью и принимавший участие в «реализации общественно значимых инициатив и (или) на протяжении не менее 2-х лет, предшествующих заключению Договора, осуществляют деятельность, соответствующую направлениям просветительской деятельности, указанным в пункте 2 настоящего Положения». Ну, и, конечно, заключившие договор на осуществление просветительской деятельности.
Что это значит? Вопрос резонный. Особенно если вспомнить, насколько велика вероятность натолкнуться в Интернете на какие-либо мастер-классы, рецепты и тому подобные материалы. В сети по этому поводу закономерно появились шутки о подпольных курсах кройки и шитья. Но так ли всё плохо?
Не совсем понятно, как именно будет работать новый закон. При этом против его принятия выступали члены президиума Российской Академии наук, деятели науки и культуры. Они считают, что закон несет лишь ограничительный характер и создаёт предпосылки для «репрессивного и цензурирующего регулирования».
Климов, напротив, в качестве одной из причин для принятия документа упомянул «Исламское Государство», запрещённое в России, а также иные схожие структуры, которые тоже считают, что занимаются просветительской деятельностью.
Так или иначе, закон должен вступить в силу 1 июня 2021 года. Именно тогда и станет понятен принцип работы документа.
Читайте далее:
Послание Президента: каких выплат ожидать семьям с детьми?