Рассмотрению подлежат вынесенные в заглавии вопросы, характеризующие настоящее положение дел в стране с позиции их нынешней взаимосвязи и актуальности.
О ПАНДЕМИИ В ЧЕХИИ
Ранее в предыдущей статье о конституции ЧР-Чешской Республики анонсировалась злободневная тема, связанная с пандемией из-за коронавируса COVID-19 в контексте применения конституционного закона № 110/1998 Свода законов ЧР О безопасности, чеш., ⎼ O bezpečnosti и закона № 240/2000 Св. законов ЧР Об антикризисном управлении, чеш., ⎼ O krizovém řízení (Кризисный закон).
Во время введенного в Чехии ЧП-чрезвычайного положения (которое начало действовать, согласно Постановлению Правительства ЧР № 94 от 12 марта, на период времени тридцать дней, а далее продлевалось с одобрения Парламентом ЧР чешским Кабинетом Министров до 30 апреля, а затем и до 25 мая), последним проведена значительная по объему управленческого функционала работа, в т.ч. приложены существенные организационные, и особо мобилизационные усилия в нормализации обстановки в правовой, социальной, общественной, финансовой, экономической и пр. сферах.
В частности, за короткий отрезок времени действия ЧП в стране выпущено несколько десятков новых правительственных постановлений и также введены в действия положения ряда действующих законов ЧР, прямо направленных на разрешение возникшей проблемы кризисной ситуации, чеш., ⎼ krizová situace. Относительно одной из первых мер о применяемом в настоящее время карантине, чеш., ⎼ o karanténě, см. Закон № 258/2000 Св. законов ЧР О защите общественного здоровья, чеш., ⎼ O ochraně veřejného zdraví (в частности, положение § 2 п. 7a), а также Постановление правительства ЧР № 209 Об оповещении возвращения из рискованных регионов и об обязательном карантине, чеш., ⎼ O ohlášení návratu z rizikových oblastí a o povinnosti karantény.
ПРИМЕЧАНИЕ. Важно иметь в виду, что наряду с указанным выше кризисным законом вступил в действие Закон № 239/2000 Св. законов ЧР о комплексной системе безопасности, чеш., ⎼ O integrovaném záchranném systému, и согласно их положений § 2b) и § 2b), соответственно, анализируемый нынешний кризис определен как вредное воздействие сил и явлений по причине человеческой деятельности или опосредовано природы, а также несчастные случаи, которые угрожают жизни, здоровью, чеш., ⎼ ohrožují život, zdraví, что обуславливает проведение спасательных и ликвидационных работ, чеш., ⎼ záchranných a likvidačních prací при которых объявляется некоторое особое (небывалое, чрезвычайное, чеш., ⎼ mimořádná) положение пребывания страны в одной из следующих типов кризисных ситуаций, как то, состояния опасности, чеш., ⎼ nebezpečí, в также военной - состояние войны, чеш., ⎼ válečný stav, угрозы государству, чеш., ⎼ ohrožení státu, чрезвычайного положения, чеш., ⎼ nouzový stav.
Используются эти постановления Правительства ЧР, как государственный управленческий потенциал, наряду с опорой на мобилизационную деятельность в стране (в этой связи следует отметить особую роль Постановления чешского правительства № 462/2000 касательно вменяемых правительству полномочий по порядку реализации кризисного закона в контексте развертывания и деятельности кризисных штабов), благодаря чему в Чехии начата масштабная деятельность центрального кризисного штаба, чеш., ⎼ Ústřední krizový štáb, а также целой сети таких штабов на местах, сформированных на основе органов местного самоуправления регионального, районного и муниципального уровней с четким определением их состава, чеш., ⎼ složení и объема функциональных действий – деятельности, чеш., ⎼ obsah činnosti (повсеместно изданы специальные правовые распоряжения, чеш., ⎼ zvláštní právní předpisy).
ОБ ЭКОНОМИКЕ ЧЕХИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
В преддверии вступления в кризис ЧР имела неплохие экономические показатели, она среди европейских стран с самым низким государственным долгом, менее 31% ВВП.
В условиях коронавируса чешское правительство держит в поле зрения несколько сценариев экономического развития страны с внесением коррекций в их оценку в зависимости от того, как развивается пандемия, как продвигается правительство в своих антикризисных действиях и как происходит в реальности экономический спад. По базовому сценарию изначально предполагалась смягчение ограничений к концу апреля месяца и возврат к нормальной жизни уже в мае.
Однако затем по новому плану правительства предусматривается гораздо более медленное смягчение, поэтому в Чехии намечен переход к менее оптимистичному сценарию, согласно которому чешская экономика может упасть на 7-8 % в текущем году (в целом по Европе ожидаемый спад оценивается как глубокая рецессия на уровне 6,5%).
Причиной этих последствий стали проблемы, возникшие у автопроизводителей (ключевой сектор чешской экономики: 9-10%) в связи с остановкой их работы в марте месяце, а также сужение розничной торговли, отсутствие туризма, падение аэрокосмической отрасли, ликвидация культурных мероприятий, что составляет 9,5% от общей экономики страны. И, кроме того, серьезный удар по экономике нанесено отсутствием на рынке работников и ограничением поставок товаров: сырья, продукции. Если это не прямое негативное воздействие, так уж точно опосредованное, косвенное по всем, по сути, экономическим отраслям. Ведь считается, что 25% экономики непосредственно связывается с этим.
Правительством ЧР в нынешней ситуации, с учетом их специальных постановлений по мерам по преодолению кризиса в широком смысле, в отношении же экономики стали реализовываться, в частности, таковые инструменты:
См. ряд Законов из Свода законов ЧР под номерами № 241/2000 Об экономических мерах в кризисных ситуациях, чеш., ⎼ O hospodářských opatřeních pro krizové stavy, № 12/2002 О государственной помощи, чеш., ⎼ O státní pomoci, № 159/2020 О компенсационном бонусе в связи с кризисными мерами в связи с появлением коронавируса SARS CoV-2,чеш., ⎼ O kompenzačním bonusu и др.
Меры Кабинета Министров ЧР
Правительственная программа «Antivirus» под эгидой министерства труда ЧР с целью помочь сохранить рабочие места, чеш., ⎼ na záchranu pracovních mist для 280 тысяч компаний, которые не могут функционировать в полном объеме из-за постановлений о кризисной ситуации (в период от ее начала) или связанных с этим проблем. Предполагается при соблюдении работодателем положений Трудового кодекса ЧР выплата 60% от среднего заработка работников, на что из бюджета ЧР в марте выделено 11 млрд. чешских крон. Причем за первые 14 дней карантина работодателем возмещаются деньги в форме компенсационной выплаты заработной платы, чеш., ⎼ náhrady mzdy.
Компании, которые не смогут обеспечить работой людей, потому что должны были закрыться по решению правительства, получат пособие, чеш., ⎼ příspěvek в размере 80% от зарплаты со стороны государства, при этом работодателю надлежит осуществить платеж лишь оставшихся 20%. В этой связи максимальный размер государственной выплаты составляет 39 тыс. чеш. крон на одного работника, рассчитанной из уровня средней заработной платы в Чехии.
Для тех компаний, у которых прерывается деятельность, например, из-за отсутствия заказов, поставок материалов, чеш., ⎼ chybějícím zakázkám, dodávkám materiálu или из-за сокращения сотрудников, чеш., ⎼ ubývajícím zaměstnancům, но не в связи непосредственно с мерами, которые инициированы чешским правительством, размер госпомощи будет составлять конкретную сумму 29 тыс. чеш. крон из расчета на одного работника.
У предпринимателей в период времени с марта текущего года по август месяц упразднена обязанность авансов по социальному (пенсионному) и медицинскому страхованию, чеш., ⎼ sociální (důchodové) a zdravotní pojištění.
Размер выплат целиком нивелирован государством до величины минимальных авансов. Иметь ввиду, что при представлении отчетов в первой половине 2021 года о доходах и расходах, чеш., ⎼ o příjmech a výdajích за 2020 год предпринимателям предстоит будет уплатить только разницу между минимальным авансом, чеш., ⎼ minimální zálohou и суммой фактической за настоящий год прибыли, чеш., ⎼ zisku. Это относится ко всем видам предпринимательства, чеш., ⎼ druhů podnikání, как основной, так и вторичной деятельности, чеш., ⎼ hlavní i vedlejší činnosti.
Программа прямой финансовой помощи для индивидуальных предпринимателей, т.н. Двадцатьпятка, чеш., ⎼ «Pětadvacítka». За время, начиная с середины марта и за апрель месяц, самозанятые предприниматели получат единовременную финансовую поддержку, чеш., ⎼ jednorázovou finanční podporu в размере 25 тыс. чеш. крон.
А за май и 8 дней июня (срок прогнозируемого ослабления режима ЧП) предприниматели будут иметь право на поддержку в размере 500 крон в день., что в конечном итоге составит сумму 19 тыс. 500 чеш. крон на персону.
В дополнение к этому, вынужденные оставаться дома, имеют право на посуточную надбавку от Министерства промышленности и торговли в размере 424 чеш. крон по уходу, чеш., ⎼ nárok na ošetřovné за детьми до 13 лет.
Кроме этого, программы льготного кредитования: COVID I, COVID II, COVID III; перенос авансовых платежей по дорожному налогу, чеш., ⎼ silniční daně с весны на осень (до 15 октября) без уплаты процентов за продление; упразднение штрафа на три месяца за несвоевременную подачу декларации по корпоративному подоходному налогу, daň z příjmů за 2019 год и процентов по задолженности, на срок не позднее 1 июля 2020 г.; отказ от административного сбора, správní poplatky в размере 400 чеш. крон до 31 июля за подачу индивидуальной заявки на отсрочку или отправку налоговых обязательств, daňové povinnosti по причинам, связанным с коронавирусом; освобождение от процентов по задолженности по НДС - налогу на добавленную стоимость, чеш., ⎼ z přidané hodnoty; облегчение на три месяца процедуры подачи электронных отчетов о продажах, чеш., ⎼ elektronická evidence tržeb; право на отсрочку погашения различных кредитов, чеш., ⎼ úvěry а также договоров аренды, чеш., ⎼ nájmu заключенных и исполняемых еще в период времени до 26 марта 2020 г., причем долг за время от 12 марта по 31 июля можно будет возместить до конца текущего года, и многое др.
О НЕСУРАЗНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРАЖСКОГО СУДА на фоне КОРОНАВИРУСА
Необходимо указать и на другое важное событие. См. – судебного решение, чеш., ⎼ rozhodnutí soudu (номер дела: sp. zn. 14A 41/2000 от 23.04.2020 г.) по неправомочности, чеш., ⎼ nepravomocnosti (neoprávěnosti), антикризисных мер касательно ограничения свободы передвижения, чеш., ⎼ omezení volného pohybu розничной торговли и предоставления услуг, чеш., ⎼ maloobchod a služby, введенных в условиях ЧП из-за коронавируса министерством здравоохранения ЧР. Речь идет о Министерских постановлениях о чрезвычайных мерах, чеш., ⎼ mimořádné opatření от 23 и 26 марта и от 15 апреля и от 17 апреля.
Судом в разъяснительной части указано, что рассмотренные им в судебном заседании четыре постановления от имени Минздрава противоречат чешскому законодательству.
Суд отметил, что Министерство здравоохранения тем самым превысило свои компетенции, правомочность деятельности, чеш., ⎼ působnosti. По утверждению суда (со ссылкой на процессуальный кодекс ЧР), правом назначать ЧП в стране и проводить соответствующие мероприятия в этой связи наделяется лишь Кабинет Министров в соответствии с Кризисным законом и законом О безопасности без права делегирования кому-либо еще этого права. Иначе чешское правительство должно было издать от своего имени постановление о вводимых мерах чрезвычайного порядка, причем в таком случае, согласно Кризисному закону, предприниматели имеют право на компенсацию, чеш., ⎼ podnikatelé mají nárok na odškodnění. В связи с этим суд отменил действие (чеш., ⎼ zrušil s účinností) от 27 апреля 2020г. цитируемых постановлений как незаконных (чеш., ⎼ nezákonné).
ПРИМЕЧАНИЕ. Следует отметить, что чешский Минздрав в своих судом осужденных действиях руководствовался цитируемым ранее законом «О защите общественного здоровья».
Кроме того, в Постановлениях в связи с пандемией от имени Кабинета Министров ЧР при упоминании Минздрава приводятся таковое выражение: Правительство берет во внимание, чеш., ⎼ Vláda bere na vědomí издаваемые им постановления.
Бытует мнение, что чешский Кабмин намеренно осуществил эти анализируемые действия, - отстранился заранее от начала ЧП от издания своих правительственных постановлений об ограничении перемещения и розничной торговли и сферы услуг, инициировав, тем самым, применение таких усилий со стороны Минздрава ЧР, дабы в будущем не иметь потребностиввозмещении нанесенного пандемией ущерба населению, бизнесу.
Но эта гипотеза вскоре, как нам кажется, будет разрешена, конечно же, в стенах Конституционного суда ЧР.
Все это, по мнению многих из чешской профессиональной юридической среды, дает основания полагать о потенциальной возможности массовой подачи исков по возмещению понесенных убытков, чеш., ⎼ náhrady škody к чешскому правительству со стороны представителей бизнес сообщества, пострадавших от внедренных в стране ограничений из-за коронавируса. Но следует иметь в виду, что министерство здравоохранения ЧР вправе и намерено, к тому же, оспорить таковое решение городского суда опосредовано подачи кассационной жалобы, чеш., ⎼ kasační stížnosti в Высший административный суд.
Читайте другие статьи адвоката:
ЧЕХИЯ – последствия пандемии: договоры
Аренда и строительство жилья в Чехии
Адвокат «ADVOKÁTNÍ KANCELÁŘ Kushnarenko & Partners», автор серии публикаций про право в Чехии в журнале "Правовая гарантия"