О туризме в Чехии: что важно знать

О туризме в Чехии: что важно знать

Туристическую деятельность (чеш. –  cestovní ruch) в ЧР - Чешской республике, кроме того,  как вид предпринимательства можно охарактеризовать также и в свете того, что она занимает положение значимой мультидисциплинарной отрасли  чешской национальной экономики, является ее разновидностью.

Турпродуктами, формирующими и реализующимися туристическими организациями, являются услуги, которые создаются и потребляются не только  профессионалами - организаторами туризма: туроператорами, агентствами, перевозчиками, компаниями общественного питания, экскурсионного обслуживания, но и туристами – как местными, так и зарубежными, гостями Чехии, а также чешскими жителями вообще и государственными, и местными органами самоуправления ЧР.

KushnarenkoКроме этого,  уделяемое внимание к данной теме обусловливает еще и показатель посещаемости Чехии (чеш. –  návštěvnost),  демонстрируемым из года в год ростом числа иностранных туристов.  Так, например, из более 22 миллионов таких туристов, побывавших в стране  по статистике прошлого 2018-го года,  на ее столицу – на Прагу  приходиться около 11 миллионов человек, а это  соизмеримо с населением ЧР, между прочим.

Касательно правой базы чешского законодательства, формируемого из юридически разнородных норм различных отраслей права, что обусловлено масштабной широтой туристической сферы в  стране, разнообразием вовлеченных в нее участников, следует  сказать о том, что оно помимо постоянного совершенствования в смысле новеллизации основополагающего нормативно правового акта - закона о Туризме "О некоторых условиях деятельности в сфере туризма" (см. Закон № 159/1999 Свода законов ЧР  O některých podmínkách podnikání a o výkonu některých činností v oblasti cestovního ruchu),  еще соотносится с множеством других законов, нормативных положений,   регулирующих деятельность участников  анализируемой темы по весьма широкому спектру правового поля, начиная с регистрации туристической организации (например, туроператора, агентства, чеш. cestovní kancelář,  agentur), управления их повседневной профессиональной деятельностью и заканчивая разрешением у участвующих в туристической сфере различных юридических лиц и т.п. возможных казусов и проблем при взаимоотношениях между собой, с клиентами, с госструктурами.

Применительно к правовому взаимодействию между собой государственных институций, вовлеченных в этот вид деятельности,  организаций туристической индустрии и простых туристов (в первую очередь с позиции соблюдения в их отношении вопросов защиты прав как потребителей таковых туруслуг – основывается на соответствующем законе о защите прав потребителей, чеш. – o ochraně spotřebitele) следует отнести следующее в отношении: обмена валюты, чеш. – devizový kon,  закона о труде, чеш. – zákoník práce,  о транспорте, чеш. –  o dopravě,  об услугах здравоохранения, чеш. o zdravotních služch, об НДС, чеш. – o dani z idané hodnoty, о ценах, чеш. – o cenách, закона о несостоятельности (о банкротстве), чеш. – insolvenční zákon (o úpadku), об охране персональных данных, чеш. –  o ochraně osobních údajů, о свободном перемещении услуг, чеш. – o volném pohybu služeb, гражданского и так называемого торгового кодекса (отдаем дань старому названию закона), чеш. – občanský zákoník, zákon o obchodních korporacích, закона о предпринимательстве, чеш. – o živnostenském podnikání.

Если же обратиться к данной теме с общегосударственной системной позиции по обеспечению туристической политики Чехии (чеш. –  zajištění systémového prostředí politiky cestovního ruchu), то здесь необходимо опираться на следующие чешские законы: об учреждении министерств и других органов госуправления ЧР (чеш. –  o zřízení ministerstev a jiných ústředních orgánů státní správ), о регионах (чеш. –  o krajích), о столице - о Праге (чеш. –  o hlavním městě Praze).  Обращаем также внимание на принятую чешским Правительством комплексную программу государственной политики по туризму на период 2014-2020 гг. (см. Koncepci státní politiky cestovního ruchu  на сайте министерства промышленности и торговли ЧР, чеш. –  průmyslu a obchodu, курирующего данный вопрос).

Примечание: в настоящей программе, кроме изобилия статистики, многочисленной фактографической информации о туристической деятельности в Чехии, представлены сведения об актуальных и важных направлениях чешского туризма, его основных видах (чеш. –  nosné typy). Примечательно, что они являются неизменными еще с начала 2000-х годов и по настоящее время.

К ним относятся: городской и культурный туризм,  чеш. –  městský a kulturní cestovní ruch, отдых на природе, чеш. –  dovolená v přírodě, спорт и активный отдых,  чеш. –  sportovní a aktivní dovolená,   спа туризм, чеш. –  zeňský cestovní ruch,  конгрессно-выставочный туризм, чеш. –  kongresový a veletržcestovní ruch.

Отметим, что структурным подразделением данного чешского министерства является специальный Департамент, имеющий прямое отношение к содержательной составляющей международных стандартов в различных областях туризма (чеш. –  Úřad pro technickou normalizaci, metrologii a státní zkušebnictví), и также еще технические нормативные центры, так называемые по чеш. centra technické normalizace,  «из под пера» которых выходят обязательные к исполнению чешские национальные нормы, основанные на принятых  международных стандартах ISO. Кроме такой нормы, см. EN/ISO 18513:2003 Туристические услуги. Гостиницы и др. категории размещения туристов, чеш. –  Služby cestovního ruchu – Hotely a ostatní kategorie turistického ubytování, в ЧР имеются внедренными еще более десяти соответствующих нормативных документов касательно туристической деятельности, в частности: туризм приключенческий, промышленный, чеш. –  dobrodružný, průmyslový cestovní ruch, офисы туристической информации – туристические справки и услуги консьержа, чеш. –   turistické informačkanceláře – informača recepčslužby pro turisty, туруслуги для общественного пользования  - природоохранные территории, чеш. –  subjekty přírodních chrách oblastí и др.

 

Кстати, по мнению экспертов, необходимость  развития по рассматриваемым вопросам о туристической деятельности именно закона о предпринимательстве ЧР обусловила возникновение приведенного ранее единственного специального чешского закона о туризме и его многократное усовершенствование опосредовано новеллизации.  Безусловно, что при этом главным движителем, конечно же,  выступило имплементируемое в ЧР Законодательство ЕС по вопросам туризма, в частности, директива  № 90/314/ЕЭС Совета Европейских сообществ "О комплексном туризме, комплексном отдыхе и комплексных турах",    чеш. –  o souborných službách pro cesty, pobyty a zájezdy. В чешском законе о туризме содержание данной директивы отражено максимально полно. В качестве дополнения, некой ремарки необходимо указать, что  с прошлого года цитируемая директива была заменена  последующей, - Директивой N 2015/2302 Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О пакетных турах и связанных с ними туристских услугах,  чеш. –  o souborných cestovních služch a spojených cestovních služch. Особенностью последней нынче действующей директивы является то, что она была принята в режиме так называемой полной гармонизации, чеш. –     v režimu plné harmonizace, предписывающей всем государствам-членам ЕС внедрить данную директиву в свои национальные законодательства и причем без каких либо  коррекций.  В ЧР она вступила в законную силу с 1 июля 2018 года.

В заключение о недавней новелле действующего закона о туризме ЧР с точки зрения следующей внесенной в закон существенной коррекции:
относительно понятий в турпакете, чеш. –  definice zájezdu, таких как новый турпродукт, чеш. –  nový cestovní produkt, в том числе объединенное, чеш. –  spojené сервисное обслуживание, и также иные туруслуги, чеш. –  jiná služba, сопряженных с арендой спортивного снаряжения или авто, мотоцикла и размещением и пр. туриста, чеш. –  nájem sportovního vybavení, automobilu, motocyklu a ubytování, или же, например, продажа билетов, чеш. –   prodej vstupenek на культурные или спортивные мероприятия, касательно объема потребных для внесения в туристический контракт сведений по подтверждению турпоездки, чеш. –  potvrzení o zájezdu, в частности,  и в целом в значительном увеличении обязательной предконтрактной информации, чеш. –  povinných předsmluvních informací: характеристика транспортных средств, продолжительность и местонахождение услуги, язык, на котором будут предоставляться услуги, в связи с изменениями предпринимательской лицензии при организации деятельности туристической организации, чеш.  – provozování cestovní kanceláře касательно организации туров, чеш.  – pořádání zájezdů на посредничество  в объединенных туруслугах, чеш. zprostředkování spojených cestovních služeb, по изменениям стоимости турпакета, чеш. –  změny ceny zájezdu, в обязательствах, вытекающих из туристического контракта, чеш. –   závazků ze smlouvy o zájezdu,  представленные в письменном виде ясным и понятным образом, чеш. –    jasným a srozumitelným způsobem,  по срокам отмены тура туристической организацией  по причине невозможности достижения минимального числа участников, чеш. –   nedosažení minimálního počtu účastníků, кроме того, определен новый порядок по вопросам обжалования и истребования компенсации в связи с недостатками тура,  чеш. –   vady zájezdu, установлено правомочность  клиента отказаться по ряду причин от договора до поездки,  чеш. –   před zahájením zájezdu без доступных и установлены сроки возврата денежных средств, чеш. –   lhůta navrácení finančních prostředků и др.

Леонид Кушнаренко,

адвокат, партнер чешской адвокатской компании в Праге «Advokátní kancelář Kushnarenko & partners»

http://advokat-cz.com/contacts/

X

Закажите звонок

Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш адвокат свяжется с Вами