Туристическую деятельность (чеш. – cestovní ruch) в ЧР - Чешской республике, кроме того, как вид предпринимательства можно охарактеризовать также и в свете того, что она занимает положение значимой мультидисциплинарной отрасли чешской национальной экономики, является ее разновидностью.
Турпродуктами, формирующими и реализующимися туристическими организациями, являются услуги, которые создаются и потребляются не только профессионалами - организаторами туризма: туроператорами, агентствами, перевозчиками, компаниями общественного питания, экскурсионного обслуживания, но и туристами – как местными, так и зарубежными, гостями Чехии, а также чешскими жителями вообще и государственными, и местными органами самоуправления ЧР.
Кроме этого, уделяемое внимание к данной теме обусловливает еще и показатель посещаемости Чехии (чеш. – návštěvnost), демонстрируемым из года в год ростом числа иностранных туристов. Так, например, из более 22 миллионов таких туристов, побывавших в стране по статистике прошлого 2018-го года, на ее столицу – на Прагу приходиться около 11 миллионов человек, а это соизмеримо с населением ЧР, между прочим.
Касательно правой базы чешского законодательства, формируемого из юридически разнородных норм различных отраслей права, что обусловлено масштабной широтой туристической сферы в стране, разнообразием вовлеченных в нее участников, следует сказать о том, что оно помимо постоянного совершенствования в смысле новеллизации основополагающего нормативно правового акта - закона о Туризме «О некоторых условиях деятельности в сфере туризма» (см. Закон № 159/1999 Свода законов ЧР O některých podmínkách podnikání a o výkonu některých činností v oblasti cestovního ruchu), еще соотносится с множеством других законов, нормативных положений, регулирующих деятельность участников анализируемой темы по весьма широкому спектру правового поля, начиная с регистрации туристической организации (например, туроператора, агентства, чеш. cestovní kancelář, agentur), управления их повседневной профессиональной деятельностью и заканчивая разрешением у участвующих в туристической сфере различных юридических лиц и т.п. возможных казусов и проблем при взаимоотношениях между собой, с клиентами, с госструктурами.
Применительно к правовому взаимодействию между собой государственных институций, вовлеченных в этот вид деятельности, организаций туристической индустрии и простых туристов (в первую очередь с позиции соблюдения в их отношении вопросов защиты прав как потребителей таковых туруслуг – основывается на соответствующем законе о защите прав потребителей, чеш. – o ochraně spotřebitele) следует отнести следующее в отношении: обмена валюты, чеш. – devizový zákon, закона о труде, чеш. – zákoník práce, о транспорте, чеш. – o dopravě, об услугах здравоохранения, чеш. – o zdravotních službách, об НДС, чеш. – o dani z přidané hodnoty, о ценах, чеш. – o cenách, закона о несостоятельности (о банкротстве), чеш. – insolvenční zákon (o úpadku), об охране персональных данных, чеш. – o ochraně osobních údajů, о свободном перемещении услуг, чеш. – o volném pohybu služeb, гражданского и так называемого торгового кодекса (отдаем дань старому названию закона), чеш. – občanský zákoník, zákon o obchodních korporacích, закона о предпринимательстве, чеш. – o živnostenském podnikání.
Если же обратиться к данной теме с общегосударственной системной позиции по обеспечению туристической политики Чехии (чеш. – zajištění systémového prostředí politiky cestovního ruchu), то здесь необходимо опираться на следующие чешские законы: об учреждении министерств и других органов госуправления ЧР (чеш. – o zřízení ministerstev a jiných ústředních orgánů státní správ), о регионах (чеш. – o krajích), о столице - о Праге (чеш. – o hlavním městě Praze). Обращаем также внимание на принятую чешским Правительством комплексную программу государственной политики по туризму на период 2014-2020 гг. (см. Koncepci státní politiky cestovního ruchu на сайте министерства промышленности и торговли ЧР, чеш. – průmyslu a obchodu, курирующего данный вопрос).
Примечание: в настоящей программе, кроме изобилия статистики, многочисленной фактографической информации о туристической деятельности в Чехии, представлены сведения об актуальных и важных направлениях чешского туризма, его основных видах (чеш. – nosné typy). Примечательно, что они являются неизменными еще с начала 2000-х годов и по настоящее время.
Виды туризма в Чехии
К ним относятся: городской и культурный туризм, чеш. – městský a kulturní cestovní ruch, отдых на природе, чеш. – dovolená v přírodě, спорт и активный отдых, чеш. – sportovní a aktivní dovolená, спа туризм, чеш. – lázeňský cestovní ruch, конгрессно-выставочный туризм, чеш. – kongresový a veletržní cestovní ruch.
Отметим, что структурным подразделением данного чешского министерства является специальный Департамент, имеющий прямое отношение к содержательной составляющей международных стандартов в различных областях туризма (чеш. – Úřad pro technickou normalizaci, metrologii a státní zkušebnictví), и также еще технические нормативные центры, так называемые по чеш. – centra technické normalizace, «из под пера» которых выходят обязательные к исполнению чешские национальные нормы, основанные на принятых международных стандартах ISO. Кроме такой нормы, см. EN/ISO 18513:2003 Туристические услуги. Гостиницы и др. категории размещения туристов, чеш. – Služby cestovního ruchu – Hotely a ostatní kategorie turistického ubytování, в ЧР имеются внедренными еще более десяти соответствующих нормативных документов касательно туристической деятельности, в частности: туризм приключенческий, промышленный, чеш. – dobrodružný, průmyslový cestovní ruch, офисы туристической информации – туристические справки и услуги консьержа, чеш. – turistické informační kanceláře – informační a recepční služby pro turisty, туруслуги для общественного пользования - природоохранные территории, чеш. – subjekty přírodních chráněných oblastí и др.
Кстати, по мнению экспертов, необходимость развития по рассматриваемым вопросам о туристической деятельности именно закона о предпринимательстве ЧР обусловила возникновение приведенного ранее единственного специального чешского закона о туризме и его многократное усовершенствование опосредовано новеллизации. Безусловно, что при этом главным движителем, конечно же, выступило имплементируемое в ЧР Законодательство ЕС по вопросам туризма, в частности, директива № 90/314/ЕЭС Совета Европейских сообществ «О комплексном туризме, комплексном отдыхе и комплексных турах», чеш. – o souborných službách pro cesty, pobyty a zájezdy. В чешском законе о туризме содержание данной директивы отражено максимально полно. В качестве дополнения, некой ремарки необходимо указать, что с прошлого года цитируемая директива была заменена последующей, - Директивой N 2015/2302 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О пакетных турах и связанных с ними туристских услугах», чеш. – o souborných cestovních službách a spojených cestovních službách. Особенностью последней нынче действующей директивы является то, что она была принята в режиме так называемой полной гармонизации, чеш. – v režimu plné harmonizace, предписывающей всем государствам-членам ЕС внедрить данную директиву в свои национальные законодательства и причем без каких либо коррекций. В ЧР она вступила в законную силу с 1 июля 2018 года.
Чешский туризм: новелла
В заключение о недавней новелле действующего закона о туризме ЧР с точки зрения следующей внесенной в закон существенной коррекции:
относительно понятий в турпакете, чеш. – definice zájezdu, таких как новый турпродукт, чеш. – nový cestovní produkt, в том числе объединенное, чеш. – spojené сервисное обслуживание, и также иные туруслуги, чеш. – jiná služba, сопряженных с арендой спортивного снаряжения или авто, мотоцикла и размещением и пр. туриста, чеш. – nájem sportovního vybavení, automobilu, motocyklu a ubytování, или же, например, продажа билетов, чеш. – prodej vstupenek на культурные или спортивные мероприятия, касательно объема потребных для внесения в туристический контракт сведений по подтверждению турпоездки, чеш. – potvrzení o zájezdu, в частности, и в целом в значительном увеличении обязательной предконтрактной информации, чеш. – povinných předsmluvních informací: характеристика транспортных средств, продолжительность и местонахождение услуги, язык, на котором будут предоставляться услуги, в связи с изменениями предпринимательской лицензии при организации деятельности туристической организации, чеш. – provozování cestovní kanceláře касательно организации туров, чеш. – pořádání zájezdů на посредничество в объединенных туруслугах, чеш. – zprostředkování spojených cestovních služeb, по изменениям стоимости турпакета, чеш. – změny ceny zájezdu, в обязательствах, вытекающих из туристического контракта, чеш. – závazků ze smlouvy o zájezdu, представленные в письменном виде ясным и понятным образом, чеш. – jasným a srozumitelným způsobem, по срокам отмены тура туристической организацией по причине невозможности достижения минимального числа участников, чеш. – nedosažení minimálního počtu účastníků, кроме того, определен новый порядок по вопросам обжалования и истребования компенсации в связи с недостатками тура, чеш. – vady zájezdu, установлено правомочность клиента отказаться по ряду причин от договора до поездки, чеш. – před zahájením zájezdu без доступных и установлены сроки возврата денежных средств, чеш. – lhůta navrácení finančních prostředků и др.
К другим темам адвоката:
ЧЕХИЯ – О Президенте и Конституции
Нюансы при выдаче разрешения на строительство в Чехии
Чешский след в экстрадиции в Россию
Адвокат «ADVOKÁTNÍ KANCELÁŘ Kushnarenko & Partners», автор серии публикаций про право в Чехии в журнале