Верховный суд РФ напомнил, как необходимо рассчитывать проценты за пользование микрозаймом

17 августа 2013 года Заемщику была предоставлена сумма займа со сроком возврата не позднее 1 сентября 2013 г.

На сумму займа подлежали начислению проценты из расчета 2% в день (732% годовых).

Впоследствии стороны установили, что окончательный расчет по сумме займа – 3 октября 2013 года.

В связи с неисполнением заемщикомобязанности по возврату суммы займа микрофинансовая организация обратилась в суд с иском о взыскании долга по договору займа, а также процентов за пользование займом за период с 17 сентября 2013 г. по 25 июля 2016 г., то есть почти за три года.

Суд первой инстанции удовлетворил исковое заявление, учитывая принцип свободы договора и добровольность заключения ответчиком договора займа, в том числе по условиям о процентах.

Суд апелляционной инстанции поддержал выводы нижестоящего суда, указав на то, что ответчица не представила доказательств, подтверждающих, что размер процентов за пользование займом и его полная стоимость, установленные сторонами в договоре от 17 августа 2013 г., превышает среднерыночные значения данных показателей по договорам, заключенным микрофинансовыми организациями с физическим лицами, равно как и других доказательств злоупотребления заимодавцем своими правами.

Верховный суд счел данные выводы ошибочными.

Микрозаймом считается денежная сумма, не превышающая 1 миллион рублей.

Как правило, денежные обязательства заемщика по договору микрозайма имеют срочный характер и ограничены предельными суммами основного долга, процентов за пользование микрозаймом и ответственности заемщика.

Начисление процентов за пользование микрозаймом, установленных по соглашению сторон, гражданским законодательством не запрещается.

Вместе с тем, данными нормами не исключается обязанность суда оценивать условия конкретного договора с точки зрения их разумности и справедливости.

Специфика микрофинансовых организаций в том, что они предоставляют займы на небольшие суммы и на короткий срок, чем и обусловливается возможность установления повышенных процентов за пользование займом.

Однако начисление сверхвысоких процентов за длительный срок пользования микрозаймом не соответствует цели деятельности микрофинансовых организаций.

В конкретном случае срок возврата микрозайма истекал 3 октября 2013, соответственно проценты в размере 732% годовых могли быть начислены только до этой даты.

*Определение от 6 февраля 2018 г. N 81-КГ17-25