Защита персональных данных в цифровых играх: новый кейс?

Защита персональных данных в цифровых играх: новый кейс?

Компьютерные и платформенные игры являются актуальным и прибыльным бизнесом. Основным потребителем услуг выступают пользователи игр, имеющие личный кабинет, интерфейс и совокупность прав и обязанностей по соответствующим соглашениям. Но так ли важно прибегать к юридической помощи при отстаивании прав и интересов пользователей? В чем может заключаться помощь юриста?

Игровые компании: кто они?

Защита персональных данных в цифровых играх: новый кейс?

Игровыми компаниями выступают юридические лица, имеющие цифровые платформы (например, Activision Publishing Inc, Electronic Arts и др.). Цифровая платформа имеет свой интерфейс, алгоритм работы и содержит правовую информацию.

Игровые компании имеют два типа структуры платформы:

  1. «Простой алгоритм». В этом случае вход в личный кабинет и непосредственно в игровой процесс осуществляется не через цифровую платформу, а через платформы Xbox, PlayStation;
  2. «Сложный алгоритм» используется компаниями при запуске игр по типу  MMORPG  (ролевые онлайн-игры). Алгоритм позволяет через личный кабинет заходить в игровой профиль и игровой процесс.

Данные алгоритмы влияют на персональные данные и их передачу. Кроме того, это влияет на вид компании, осуществляющей хранение и передачу данных пользователя.

Персональные данные в игровом процессе

Персональные данные пользователя действительно передаются той или иной цифровой платформе и используются ее операторами. Получение, передача, хранение, защита осуществляются по следующим видам юридических документов:

  • Пользовательское соглашение;
  • Политика конфиденциальности.

Рассмотрим данные документы через кейсы отдельных цифровых платформ по играм.

World of Warcraft (цифровая платформа Blizzard Entertainment)

Компания Blizzard через цифровую платформу заключает следующие соглашения (три базовых документа) с пользователем:

  • Лицензионное соглашение Blizzard (пользовательское соглашение);
  • Соглашение о борьбе с мошенничеством (дополнительное);
  • Политика конфиденциальности.

В части условий идентификации пользователя в разделе «платформа» (подпункт 1 пункта ii,) указывается, что компания собирает следующие данные: имя и адрес электронной почты пользователя. Кроме того, для оплаты определенных игр или использования дополнительных функций, предлагаемых на цифровой платформе, может понадобиться предоставить компании Blizzard платёжные реквизиты (сведения о банковской карте). Хранение и (или) использование пользовательских персональных данных компанией Blizzard регулируется политикой конфиденциальности Blizzard.

Данная компания также имеет право получать данные общего характера в результате подключения к цифровой платформе. Более подробно процесс обработки данных пользователя описан в политике конфиденциальности.

В частности, данные обрабатывает управляющий в сфере данных при обработке персональных данных, которым является компания Blizzard Entertainment International, подразделение Activision Blizzard International B.V.

К информации, которая собирается компанией Blizzard, относится:

Информация, предоставляемая пользователем.

Это информация, получаемая компанией в ходе выполнения следующих действий:

  • создания или обновления учетных записей;
  • участия в киберспортивных играх;
  • использования социальных функций и каналов для общения с другими людьми;
  • использования каких-либо служб для покупок или финансовых транзакций, таких как покупки в магазине, покупки в игре и (или) получение призов;
  • получения услуг технической поддержки клиентов;
Информация, которую получает платформа или генерирует в результате использования пользователем игр или служб.

«Мы собираем данные, связанные с пользовательским участием в играх и внутриигровой активностью, использованием пользователями наших служб и характером этого использования, а также с пользовательскими устройствами и действиями при установке программного обеспечения или осуществления доступа к службам и т.д.»

В политике определен термин «данные учетной записи». По сути, это информация, генерируемая и, как следствие, предоставляемая компании в ходе создания игроком своей учетной записи. Большая часть этих данных доступна игроку при входе в его или ее учетную запись. Игрок может обновлять их в разделе настроек учетной записи.

В соглашении по борьбе с мошенничеством также используется обработка данных пользователя с целью борьбы с использованием «несанкционированных сторонних программ».

По изучении представленных компанией документов можно сделать вывод о том, что защита персональных данных прописывается, однако нет никаких защитных маневров для пользователя, например «права на размытые данные» и т.д.

World of Tanks (цифровая платформа Wargaming.net)

Данная цифровая платформа, по сравнению с предыдущей, имеет не столь подробное регулирование в части регистрации, идентификации пользователя и защиты его персональных данных.

Базовыми документами выступают:

  • Лицензионное соглашение (пользовательское соглашение);
  • Политика конфиденциальности.

В лицензионном соглашении определяется термин «аккаунт», т.е. создаваемая пользователем и принадлежащая Wargaming учетная запись пользователя, которая представляет собой совокупность данных о пользователе, необходимых для использования пользователем игры в соответствии с настоящим Соглашением, а именно: авторизации (аутентификации) пользователя в игре, доступа к информации о пользователе, настройкам, игровым ценностям, статистическим показателям и иной подобной информации.

При создании аккаунта пользователю может быть предложено предоставить данные, включая, помимо прочего, игровой ник, игровой пароль и адрес электронной почты. Сразу после создания аккаунта игрок может указать в настройках личного кабинета дату рождения для получения подарков на день рождения, а также связать Аккаунт с номером телефона для использования двухфакторной аутентификации или получения маркетинговых сообщений по SMS. Пользователь также может использовать свои учетные данные из других служб, таких как Google, Facebook или Twitch, чтобы ускорить создание аккаунта в системе.

Таким образом, как в этом, так и в вышеупомянутом кейсе идентичная ситуация, а также возможность привязки к аккаунтам в других социальных сетях.

Правовые способы защиты персональных данных в цифровых играх

Правовые способы защиты необходимы в случае, если соглашение не исполняется и нарушаются его условия. Нарушением мы считаем такие действия, как:

  • Незаконная передача данных;
  • Взлом аккаунта и дальнейшее использование данных аккаунта, достижений в игре конкретного пользователя.

В некоторых играх достижения напрямую связаны с кастомизацией персонажа, его навыков, способностей и платы за них. Данные характеристики многие пользователи связывают с личными характеристиками и информацией, предпочтениях о себе. Т.е., персонаж воспринимается как зеркало персональных данных пользователя, потому также могут быть объектом нарушения законодательства о защите персональных данных.

Справедливым является следующий вопрос: о каком конкретно законодательстве идет речь?

Юрист, сопровождающий данные дела располагает двумя способами правовой защиты:

  • Правовая претензия;
  • Судебная защита.

Правовая претензия отправляется в электронной форме через сайт с указанием пользовательских данных, а также дополнительных вопросов. Дополнительные вопросы могут запрашиваться оператором системы.

Судебная защита заключается в направлении искового заявления суд по месту нахождения штаб-квартиры компании (чаще всего в суды Калифорнии). При этом важным моментом является подача коллективного иска (считается эксклюзивным правовым решением в законодательстве США), т.е. присоединение к жалобе, которая подготовлена юридической компанией. Как правило в коллективных исках участвуют несколько лиц, подающих жалобу и отастаивающих свои права (в т.ч. цифровые). При присоединении к такой жалобе необходимо учитывать основания ее составления и объективную сторону. Например, если у пользователя взломан аккаунт, логично присоединиться к жалобе по данному основанию, а не к жалобе, в которой указывается основание в виде нелегальной передачи данных другой компании.

Вышеназванные действия чаще всего заканчиваются направлением претензии. Досудебное урегулирование спора важно компаниям ввиду того, что их (компаний) доход зависит от прямой вовлеченности пользователя в игровой процесс и его бенчмарков, а не только от продажи игр.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игровые споры, возникающие между пользователем и компанией, разрешаются мирным урегулированием либо направлением простой претензии в электронном виде. Это эффективный способ защиты, так как пользователь в удобном и доступном электронном виде может изложить все свои требования и структурировать их грамотно, в соответствии с избранной электронной формой обратной связи.

Гонтарь Людмила

Руководитель цифрового образовательного проекта «knowledge+»

член ТРГ "Сколково", эксперт РСМД

советник государственной гражданской службы 3-го класса

Читайте далее:

Противоречивое поведение – причина для пересмотра дела

Положения о практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса

ВС объяснил, когда можно требовать возврат переведённых денег

Поделитесь с друзьями
Похожие статьи
Имею право на неприкосновенность жилища
«Покупая дом, сначала спроси, кто твои соседи» Еврейская пословица Право на неприкосновенность жилища — одно…
Личные данные и информация в соцсетях: новые законопроекты
Государственная Дума приняла во втором и третьем чтении соответственно два законопроекта. Блокировка информации в соцсетях…
Права человека в информационном обществе
Аналитика правового регулирования На сегодняшний день происходит трансформация классических прав человека в иную правовую форму.…
X

Закажите звонок

Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999-99-99
9
18
Наш адвокат свяжется с Вами