В Государственную Думу поступил Законопроект, которым предлагается наложить запрет на исполнение постановлений Европейского Суда по правам человека, вынесенных после шестнадцатого марта 2022 года. Также в документе предусмотрен период, в течение которого некоторые постановления все же будут подлежать исполнению, и уточнены положения, касающиеся возможности пересмотра на основании таких постановлений судебных актов, принятых судами Российской Федерации.
Основания для введения мер
Необходимость в указанных изменениях обусловлена рядом последствий, имевших место после выхода Российской Федерации из Совета Европы.
Дело в том, что Комитет министров Совета Европы для исключения Российской Федерации из Совета Европы, применил статью 8 Устава Совета Европы, которым установлено, что право на представительство любого члена Совета Европы, грубо нарушающего положения Устава Совета Европы (что является сугубо оценочным понятием), может быть приостановлено. Хотя Российская Федерация уведомила Генерального секретаря организации о выходе из нее на основании статьи 7 Устава, согласно которой любой член Совета Европы может выйти из его состава при наличии официального уведомления.
«Применив в одностороннем порядке в отношении Российской Федерации формально-принудительный механизм прекращения членства на основании якобы несоблюдения ценностей Совета Европы, соответствующее сообщество стран не может требовать соблюдения условий документов, относящихся к праву Совета Европы», - указано в Пояснительной записке. «Более того, использование Комитетом министров Совета Европы статьи 8 Устава Совета Европы для прекращения членства Российской Федерации в Совете Европы в значительной степени повысило свободу усмотрения федерального законодателя в вопросе определения сроков дальнейшего исполнения в Российской Федерации постановлений Европейского Суда по правам человека».
Предлагаемые изменения
В связи со сложившейся ситуацией авторы документа предлагают установить предельный срок исполнения в РФ постановлений Европейского Суда по правам человека, основанный на дате принятия решения о прекращении членства РФ в Совете Европы, 16 марта 2022 года. Постановления Суда, вынесенные после указанной даты, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
При этом выплата денежной компенсации будет осуществляться до первого января 2023 года.
Кроме того, предлагается исключить из российских Законов ряд положений о том, что постановления Европейского Суда по правам человека являются основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Актуальное по теме:
Центробанк предлагает возвращать отправленные мошенникам деньги