Десятого июня в Государственную Думу был внесен законопроект, регулирующий основания оставления исковых заявлений без рассмотрения и определяющий исключительную подсудность дел с участием иностранных лиц.
Оставление исковых заявлений без рассмотрения
Автор законопроекта отмечает, что на практике часто возникают ситуации, когда в ходе рассмотрения дела ответчик заявляет о несоблюдении истцом обязательного порядка урегулирования спора. Последствием такого поведения является оставление иска без рассмотрения.
При этом, считает депутат, очевидно, что ответчик в такой ситуации руководствуется лишь затягиванием разрешения правового конфликта, тем самым злоупотребляя своими правами. Хотя, законодателем проработан правовой механизм, направленный на противодействие злоупотреблениям.
Например, положениями ГПК РФ и АПК РФ предусматривается оставление заявлений без рассмотрения из-за наличия между сторонами соглашения о рассмотрения спора третейским судом. Но оставление иска без рассмотрения возможно лишь в том случае, если любая из сторон не позднее дня представления своего первого заявления по существу спора в суде первой инстанции заявит по этому основанию возражение в отношении рассматриваемого дела в арбитражном суде или суде общей юрисдикции.
Аналогичным образом необходимо дополнить и АПК РФ и ГПК РФ, считает автор документа. При этом для того, чтобы сохранить баланс интересов, предусматривается обязанность суда отложить судебное заседание в том случае, если ответчик после своего первого заявления по существу спора, заявит ходатайство об отложении судебного заседания в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора.
Споры с иностранными лицами
Также предлагается несколько расширить основания исключительной подсудности по спорам с иностранными лицами. Автор подчеркивает, что в настоящее время список санкций, принимаемых против Российской Федерации, её компаний и отдельных лиц, пополняется практически каждый день, а оперативно отслеживать конкретные санкции не всегда представляется возможным.
Кроме того, подчеркивает автор законопроекта, «развернутая против всего российского общества пропаганда, проникла и в правовую сферу, а поэтому полагаться на объективное и справедливое разрешение спора с участием российских юридических и физических лиц в суде недружественного государства невозможно».
Ранее был утвержден перечень иностранных государств и территорий, признанных недружественными. К таковым относятся, например, Канада, США, Швейцария, Черногория и т. д. В связи с этим предлагается дополнить гражданский и арбитражный процессуальные кодексы нормами, наделяющими арбитражные суды и суды общей юрисдикции исключительной компетенцией по рассмотрению дел с участием иностранных лиц, зарегистрированных в одном из недружественных государств.
Актуальное по теме:
Сроки, цифровизация, компенсация: инициативы Верховного Суда
КС РФ подтвердил возможность увольнения прокурора за нарушение присяги