ЧЕХИЯ – совсем (не)простой коммунальный мусорный вопрос

Речь пойдет о кажущейся на первый взгляд банальной теме, но в реалиях нашей повседневной действительности, в том числе  и в ЧР-Чешской Республике, ее можно без преувеличения обозначить как животрепещущую, - отходы (мусор), чеш. ⎼ odpad в сфере коммунальных услуг, чеш. ⎼  komunální služby.

Наряду со многими другими функциямиадминистративных единиц на местах

(см. соответствующее деление: край (область), округ (район), коммуна – община (муниципалитет), в том числе мэрия, městský (obecní) úřad, magistrát, а также властная структура   –  орган в городском (поселковом) совете,  чеш. ⎼ městské části   и пр.).  К примеру, выборы депутатов в местные органы самоуправления, а также целый комплекс управленческого, финансового обеспечения жизнедеятельности управляемых ими отраслей: транспорт, промышленные и пр. предприятия, медицинские и образовательные учреждения и т.п. всегда особое место имеют разные организационно-технические мероприятия, находящиеся в ведении департамента коммунального управления, чеш. ⎼   obecní správa на соответствующей территории населенного пункта,

среди чего весьма актуален вопрос  коммунальных (бытовых) отходов из муниципального хозяйствования в такой бурно развивающейся отрасли экономики как управление отходами,  чеш. ⎼  odpadové hospodářství (широкое по способам мероприятий обращения с разными отходами, так и по классификации, кроме бытовых имеются в наличии еще и отходы: опасные, чеш. ⎼  nebezpečné, разлагаемые биологически,  чеш. ⎼   biologicky rozložitelné, а также строительные и в результате сноса зданий, чеш. ⎼   stavební a demoliční) в связи с этим интересантам рекомендуется для более глубокого рассмотрения сайт МООС-Министерства охраны окружающей среды, чеш. ⎼  životního prostředí   www.mzp.cz ).

О количественных параметрах, чеш. ⎼  mnozstvi  касательно коммунальных отходов, - при населении не более 11 млн. чел в Чехии статистика указывает на то, что при общем объеме всех продуцируемых отходов,  чеш. ⎼   celkova produkce odpadu   в год  составляет чуть менее 38 млн. тонн, из которых на коммунальные отходы приходится 5,8 млн. т.

При правовом обеспечении в контексте обсуждаемого вопроса следует опираться на целый ряд чешских законодательных актов (см. далее по тексту), основополагающим из которых является чешский закон № 185/2001 Свода Законов ЧР об отходах,  чеш. ⎼  zákon o odpadech (в настоящее время готовится его новеллизация в связи с новым Европейским постановлением  об отходах, см. № 2018/851 от 30.04.2018 г.).

Для полноты сведений по анализируемой теме следует присовокупить к данному закону обязательно еще и каталог отходов (см.  приложение 1 Указа МООС № 93/2016 с отсылкой к § 5 п.3 цитируемого закона об отходах),

разделенных на двадцать классифицирующих категорий – 6-ти значный код, здесь – под номером 20 располагаются муниципальные отходы:

бытовые и подобные торговые, промышленные и офисные с рядом подкатегорий – садовые, парковые, кладбищенские отходы, чеш. ⎼  odpady ze zahrad, parků a hřbitovní odpad – 3 позиции (биологические и не биологически разлагаемые отходы, а также грунт, глина, земля и камень, чеш. ⎼  zemina a kameny);

элементы раздельного сбора – 30 позиций, в т.ч. бумага, пластик, стекло, металл, чеш. ⎼  papír, plasty, sklo, kovy (речь об (от)сортированных, чеш. ⎼   tříděný отходах);

прочие коммунальные отходы  - 3 позиции, в т.ч. уличный, чеш. ⎼  uliční,  смешанный (несортированный),  чеш. ⎼  směsný мусор, каловый отстой из резервуаров и помойных ям, чеш. ⎼  kal ze septiků a žump.

В развитие закона об отходах, следуя его в § 17 п.3 об обязанности органов власти на местах организовать систему обращения с отходами (см. Указ МООС № 321/2014 О способах обеспечения раздельного сбора, чеш. ⎼ odděleného soustřeďování компонентов коммунально-бытовых отходов). Иметь в виду, что с 1 января 2020 года настоящий Указ изменен в части того, что изменяются обеспечительные сроки (см. его § 2 п. 1) в соответствии с климатическими условиями, чеш. ⎼  klimatickým podmínkám и количества произведенных биологических отходов, чеш. ⎼  množství produkovaných biologických odpadů, а также вчасти (см. как § 2 дополнен новым п.7) того, что местная власть обязана предоставлять площадку для раздельного размещения, чеш. -  oddělené soustřeďování пищевых масел и жиров чеш. ⎼  olejů a tuků, и, кроме того, становится теперь невозможным  содержать их вместе с другими биологически разлагаемыми отходами.

Требования, изложенные в  упомянутом выше Постановлении Европарламента и Совета Европы об отходах, планируется ввести в чешское законодательство не позднее 5 июля 2020 года, благодаря внесению изменений в чешский закон № 185/2001.

Основная цель внедряемого в масштабах ЕС циркулярной экономики, иначе - оборотного хозяйствования,  чеш. ⎯     oběhové hospodářství с  замкнутым циклом и элементами так называемого рециклинга - вторичная   (повторная) переработка отходов как продукции для дальнейшего использования в качестве исходного сырья – максимизация извлечения из него полезных компонентов.

Новая эра циркулярной экономики в целом с ориентацией на возобновление ресурсов в противовес нынешней линейной экономике в смысле создания, использования и складирование отходов и в частности в отношении коммунальных отходов, что связано с ростом их объемом (составляют 7-10% от общего количества отходов ЕС) и их спецификой с точки зрения состава и значительного влияния на повседневную жизнь, на окружающую среду и здоровье человека в урбанизированной ареале, по новым европейским правилам должна быть сосредоточена на совершенствовании режима управляющего администрирования, чеш. ⎼   režim nakládání таковым сырьем в цепочке сырьевого обращения.  Причем  система сбора, чеш. ⎼   systéma sběru, качественная сортировка, чеш. ⎼    kvalitní třídění с повторным использованием, чеш. ⎼   opětovné použití или переработкой,  чеш. ⎼   recyklaci, а также вопросы надлежащего мониторинга потоков отходов, чеш. ⎼    řádného sledování toků odpadů являются одним из предметов нового правового регулирования nové právní regulace.

В данном Постановлении установлено, кроме того, чтобы в деятельной процедуре сортирования и повторного использования оборотного вторсырья приоритетность соблюсти для рециклинга против складирования и сжигания отходов, еще и то, что   требуемые к достижению в определенные сроки таковые показатели по  муниципальным отходам, например для нынешнего 2020 года должны быть следующими: общий уровень подготовки к повторному использованию вторсырья и его переработки объемом – не менее 50% таких материалов из домохозяйств  как бумага, метал, пластик и стекло;  к 2025 г. от общего объема анализируемых отходов – не менее 55%; к 2030 г. и к 2035 г. эта цифра должна составить уже 60% и 65%, соответственно. 

Кроме перечисленных уже будет уместным отметить еще ряд важных законодательных актов в контексте анализируемой темы применительно к вопросу об упорядочиванию процедур в условиях оперирования с отходами при их размещении на мусорных свалках, чеш. ⎼   skládky: см. новеллизированные в 2019 года Указы МООС №383/2001и №294/2005.  Важность данного вопроса актуализируется  по причине, отмеченной в упомянутой в Европейском Постановлении об отходах цифры с предположением, что уже к 2035 г. в масштабе ЕС уровень коммунальных (бытовых) отходов,  требующих складирования, должен будет составлять 10% от всей валовой отходной продукции всей Европы. 

В заключение короткая реплика в отношении примера действия чешского закона об отходах, - устраивается несанкционированная мусорная свалка, выбрасываются отходы физическим лицом в не установленные для этих целей контейнера,  в не обозначенном для этого месте. Таковое нарушение является проступком, чеш. ⎼   přestupkem и в соответствии с § 69 п. 2  цитируемого закона на нарушителя налагается штраф.  

Леонид Кушнаренко,

адвокат, партнер чешской адвокатской компании в Праге «Advokátní kancelář Kushnarenko & partners»

http://advokat-cz.com/contacts/
X

Закажите звонок

Наш специалист свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш менеджер перезвонит вам!