Гражданин вправе требовать выплаты стоимости восстановительного ремонта, даже если по условиям договора добровольного автострахования (КАСКО) страховая выплата производится путем ремонта автомобиля.
10 августа 2015 года произошло ДТП, в результате которого автомобиль заявителя был поврежден, в связи с чем пострадавший обратился в центр урегулирования убытков ООО «Росгосстрах» для подачи заявления о страховом случае. Однако поскольку в принятии заявления было отказано, водитель в этот же день направил заявление о страховом случае по электронной почте, а спустя месяц – претензию.
Страховая компания свои обязанности по принятию заявления и оценке ущерба не выполнила, в связи с чем заявитель был вынужден обращаться в дилерский центр для оценки стоимости восстановительного ремонта за свой счет.
Водитель обратился в суд с требованием о взыскании стоимости восстановительного ремонта автомобиля, утраты его товарной стоимости, неустойки, штрафа.
Почему отказал суд
Отказывая в удовлетворении требований, суд указал следующее:
- во первых, по условиям договора между водителем и страховой компанией страховая выплата производится путем ремонта автомобиля на СТО по направлению страховой компании
- во-вторых, водителем не доказано, что он обращался в страховую компанию с заявлением установленной формы, представлял страховщику на осмотр автомобиль.
Соответственно, водитель расходов на ремонт автомобиля не понес, а значит оснований для изменения условий КАСКО путем выплаты денежных средств вместо ремонта не имеется.
Водитель с таким решением суда не согласился и обратился с жалобой в Верховный суд РФ.
Что решил ВС РФ
Применяя нормы ГК РФ, Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 №4015-I, Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-I, а также разъяснения Пленума ВС РФ «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» от 27 июня 2013 года №20, Верховный суд РФ отменил предыдущие судебные акты, встав на сторону водителя.
Более того, Верховный суд РФ признал выводы суда апелляционной инстанции о невозможности страховой выплаты в виде денежных средств несоответствующими нормам права.
По общему правилу обязательство по выплате страхового возмещения является денежным, однако, заключая договор КАСКО автовладелец и страховая компания могут предусмотреть замену страховой выплаты в виде денежных средств ремонтом поврежденного автомобиля.
Если в установленный договором срок, страховая компания отказывается произвести ремонт автомобиля, потерпевший вправе потребовать возмещения стоимости ремонта автомобиля в пределах страховой суммы.
Однако стоит иметь ввиду, что уведомить о наступлении страхового случая, автовладелец обязан в установленный договором срок, а если такой срок не предусмотрен – незамедлительно. При этом закон не обязывает автовладельца представлять одновременно с этим уведомлением все необходимые документы.
Автовладелец также не обязан доказывать отказ страховой компании в принятии документов – достаточно представить суду копии документов, подтверждающих факт обращения автовладельца с заявлением о страховом случае, например, копию квитанции почтового отделения связи, подтверждающей направление такого заявления по почте.
Что касается направления претензии в страховую компанию, стоит обратить внимание, что обязательный досудебный порядок урегулирования споров до подачи искового заявления в суд предусмотрен в случае предъявления требований об изменении или расторжении договора добровольного страхования имущества граждан, а также если обязательность досудебного урегулирования спора установлена в договоре КАСКО, в остальных случаях законом «О защите прав потребителей» обязательный для сторон досудебный порядок урегулирования спора не предполагается.
Определение Верховного суда Российской Федерации от 03 октября 2017 года по делу № 49-КГ17-19