Сколько стоит нарушение режима самоизоляции

Сколько стоит нарушение режима самоизоляции

По причине распространения в России коронавируса COVID 19 Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ в действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП) включены нормы, установившие санкции за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (ч.2 ст.6.3. КоАП), а также за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе её возникновения (ст.20.6.1.КоАП).

Вадим Резниченко

О практике применения статей КоАП

Уже начальная практика применения этих законодательных новелл г. Москве показала, что подавляющее большинство штрафов д на физических лиц, не соблюдающих ограничивший свободу передвижения по городу Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ, назначается по более суровой санкции ч.2 ст.6.3. КоАП (15 - 40 тысяч рублей), тогда как ст.20.6.1. КоАП, предусматривающая в нижней границе санкции наказание в размере 1 тысячи рублей, среди правоприменительных органов остается гораздо менее востребованной. В чем кроется причина такой избирательности, мы и попытаемся разобраться.

На первый взгляд, две приведенные нормы существенно различаются. Ч.2 ст.6.3 КоАП применяется при введенном режиме чрезвычайной ситуации (далее – ЧС), а ст.20.6.1. КоАП охватывает правонарушения, совершенные в условиях как режима ЧС, так и возможности его возникновения. В условиях ЧС ст.20.6.1. КоАП применяется в случаях, не охваченных ч.2 ст.6.3. КоАП. В свою очередь, ч.2 ст.6.3. КоАП устанавливает наказание за нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, совершенные в условиях угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.

Режим ЧС в России не введен. По этой причине сфера применения ст.20.6.1. КоАП ограничивается случаями несоблюдения правил поведения при введении режима повышенной готовности, а ст. 6.3. КоАП должна применяться при нарушении санитарно-эпидемиологических норм.

В г. Москве режим повышенной готовности введен Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (далее – Указ). Для разграничения оснований применения мер административной ответственности важно учесть, что данный Указ принят в порядке подп. «б» п.6 ст.41 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (преамбула Указа).

В силу ст.2 названного Закона он формирует основу законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Это обстоятельство, как представляется, выводит Указ из состава законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, которое является самостоятельным и состоит из Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Самоизоляция

Ограничения свободы передвижения по городу (так называемый режим самоизоляции) установлены п.12.3. Указа. В частности, гражданам предписывается не покидать места проживания (пребывания), за исключением перечисленных в нем случаев.

Поскольку перечисленные ограничения введены в режиме повышенной готовности (п.1 Указа), несоблюдение любого из них подпадает под диспозицию ч.1 ст.20.6.1. КоАП.

Позиция Верховного суда

Верховный Суд Российской Федерации (далее – ВС РФ) в Разделе V своего Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории российской федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) n 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г.) (далее – Обзор), разъяснил, что при одновременном нарушении требований подп.2.3 п.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» о выполнении требования по изоляции в домашних условиях, а также подп. 3.2.4 п. 3.2 раздела 3 Указа о временном приостановлении посещения гражданами территорий общегородского значения, допущенное лицом, прибывшим на территорию Российской Федерации из иностранного государства, необходимо квалифицировать по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

Нарушение Указа подпадает в том числе диспозицию ст.3.18.1. Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (ред. от 01.04.2020) «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, однако в силу указанной нормы ответственность по этому закону наступает только в тех случаях, когда соответствующие действия (бездействие) не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Следовательно, поскольку ответственность за соответствующее нарушение предусмотрена ст. 20.6.1. КоАП, ст.3.18.1. административного кодекса Москвы не применяется.

Что касается порядка применения нормы ст.6.3. КоАП РФ, то здесь в первую очередь необходимо учесть, что она распространяется на случаи нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, которое

Согласно ст.3 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

18 марта 2020 г. Главный государственный санитарный врач Российской Федерации принял Постановление № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», нормативный характер которого подтверждается, помимо прочего, фактом его регистрации в Минюсте РФ.

Статьей 2 указанного постановления предписано гражданам, прибывшим на территорию РФ соблюдать ряд самоограничений.

Представляется, что нарушение требований, содержащихся в данном постановлении (которое является нормативным правовым актом по смыслу ст.3 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ), образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3. КоАП РФ.

С учетом изложенного можно сделать следующий вывод: за нарушение режима ограничения передвижения по городу Москве, установленного Указом, административный штраф должен назначаться по ст.20.6.1. КоАП РФ; штраф по ст.6.3. КоАП РФ назначается за нарушение Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 7 от 18 марта 2020 г. «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019». В случае одновременного нарушения виновным лицом норм Указа и Постановления санкция применяется в соответствии с ч.2 ст.6.3. КоАП.

Представляется, что в большинстве случаев штрафы назначаются по ст.6.3. КоАП по той причине, что административный протокол по этой статье составляется полицией (п.1 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ), которая располагает возможностью выявления административных правонарушений в ходе обычного патрулирования улиц.

В свою очередь, протоколы об административных правонарушениях по ст.20.6.1. должны составлять должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п.18 ч.5 ст.28.3 КоАП РФ), которые в ходе своей обычной деятельности улицы города не патрулируют, а значит реализация предусмотренной указанной нормой компетенции требует от них принятия дополнительных мер и сложнее реализуется на практике.

Вадим Резниченко

Юридическая компания a.t.Legal (Москва), руководитель направления арбитражной и корпоративной практики, финансовых рынков

X

Закажите звонок

Наш адвокат свяжется с Вами и даст подробную информацию по интересующим Вас вопросам.



09
:
00
+7(999) 999 999
9
18
Наш адвокат свяжется с Вами