
Содержание:
- Понятие, способы и назначение досудебного урегулирования спора,
- Случаи, в которых досудебное урегулирование спора обязательно,
- Последствия неисполнения обязанности по досудебному урегулированию спора,
- Как составить досудебную претензию и правильно направить ее второй стороне,
- Действия после направления досудебной претензии.
Понятие, способы и назначение досудебного урегулирования спора
Досудебное урегулирование спора представляет собой действия сторон спора, осуществляемые ими до обращения в суд, и направленные на мирное разрешение возникшего между ними конфликта.
Можно выделить следующие способы досудебного урегулирования спора:
- переговоры: стороны могут разрешить спорную ситуацию во время деловой встречи, либо обсудить возникшие вопросы по телефону, по видеосвязи или в мессенджере и т.п.;
- претензионный порядок: наиболее распространенный способ урегулировать спор, при котором одна сторона направляет другой письменное требование об устранении нарушения (ниже рассмотрим данный порядок подробнее);
- привлечение третьих лиц: медиатора (независимое физическое лицо, выступающее посредником в урегулировании спора); финансового уполномоченного (должностное лицо, назначаемое Советом директоров Банка России для рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг, предъявляющих требования к финансовым организациям);
- обращение в компетентные органы власти для решения спора в административном порядке.
Главной задачей досудебного урегулирования спора является разрешение конфликтной ситуации без обращения в суд, и как следствие, сохранение и поддержание между сторонами деловых взаимоотношений, а также сокращение нагрузки на судебную систему посредством устранения части споров еще до порога суда.
Случаи, в которых досудебное урегулирование спора обязательно
В гражданском судопроизводстве соблюдение досудебного порядка урегулирования споров обязательно только в случаях, прямо предусмотренных законом. Соответственно, даже если в тексте договора содержится указание на необходимость досудебного урегулирования, но законом в данной конкретной ситуации не установлена обязательность ее соблюдения, то стороны вправе проигнорировать данное условие договора.
К числу установленных законом случаев обязательного досудебного урегулирования можно отнести такие споры, как:
- о заключении договора в обязательном порядке (пример, продавец отказывается исполнить предварительный договор купли-продажи квартиры и уклоняется от заключения основного договора;
- либо продавец доли в уставном капитале ООО не исполняет условия опционного соглашения и не направляет покупателю оферту на приобретение этой доли);
- об изменении или расторжении договора (например, в отношении алиментного соглашения; договора аренды; договора найма);
- об осуществлении страхового возмещения по договору ОСАГО (например, в случае наличия разногласий между потерпевшим и страховой компанией, возникших при предъявлении требования о выплате страхового возмещения), а также иные споры имущественного характера в сфере страхования;
- о предъявлении претензий к туроператору;
- об оспаривании решений налогового органа (например, отказа в предоставлении налогового вычета);
- об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- вытекающие из договора воздушной перевозки груза или воздушной перевозки почты (например, споры из-за потери багажа);
- вытекающие из договора об оказании услуг связи, в том числе почтовой (например, споры из-за потерянной посылки).
Последствия неисполнения обязанности по досудебному урегулированию спора
Исполнение установленной законом обязанности по досудебному урегулированию спора является условием, без соблюдения которого невозможно подать судебный иск.
Согласно ч. 4 ст. 3 ГПК исковое заявление может быть подано только «после соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров». В силу положений ст. 135 ГПК РФ, при невыполнении истцом данной обязанности, равно как при отсутствии документального подтверждения факта ее исполнения, суд исковое заявление к производству не примет и вернет его истцу.
Как составить досудебную претензию и правильно направить ее второй стороне
Предлагаем остановиться на самом распространенном способе досудебного урегулирования спора – претензионном, и рассмотреть его особенности.
Официально утвержденного образца претензии не существует, но в правоприменительной практике сложилось довольно четкое представление о том, что необходимо включить в текст претензии: 1. Данные об адресате (указываются традиционно в верхнем правом углу документа):
- для физлица: ФИО, адрес, контакты (номер телефона, адрес электронной почты);
- для ИП: ФИО, ОГРНИП, ИНН, адрес, контакты;- для организации: полное наименование, ОГРН, ИНН, место нахождения организации, должность и ФИО руководителя, контакты;
- для государственного органа: название территориального подразделения органа, куда направляется претензия, и адрес.
Необходимо ответственно подойти к заполнению данных об адресате и иметь в виду, что адресат в претензии должен совпадать с ответчиком по исковому заявлению. В случае, если претензия будет направлена иному лицу, то досудебный порядок урегулирования спора будет считаться несоблюденным. 2. Данные о заявителе (то есть, Ваши данные): указываются по аналогии со сведениями об адресате. Обязательно укажите Ваши актуальные контакты, чтобы адресат мог оперативно связаться с Вами. 3. Название документа (по центру: «претензия», «требование», «жалоба» или «заявление» – вариации могут быть разными в зависимости от конкретной ситуации). 4. Далее необходимо описать основания и суть претензии, а именно:
- реквизиты договора (если требование вытекает из договора): название договора, дата и номер (при его наличии);
- какие условия договора нарушены (со ссылкой на соответствующий пункт договора) либо какие нормы законодательства не соблюдены адресатом (со ссылкой на конкретные статьи нормативно-правовых актов);
- само существо нарушения (указать, какими именно действиями или бездействием адресат нарушил договор или правовую норму, а также можно описать, когда и как эти нарушения были обнаружены).
5. Следующим рекомендуется изложить требование, то есть четко указать, что конкретно требуется от адресата (например, выплатить страховое возмещение, расторгнуть договор, отменить решение и т.п.). В одной претензии может содержаться как одно требование, так и несколько, если они вытекают из одного и того же нарушения, допущенного тем же лицом и по тому же основанию. Именно эти требования в дальнейшем лягут в основу искового заявления.
6. Расчеты: если требования носят материальный характер, то в претензии следует указать суммы истребуемого долга, неустойки, процентов либо штрафа (в соответствии с условиями договора либо нормативно-правовым актом), а также приложить подробный расчет указанных сумм. Те же самые суммы и расчеты впоследствии будут включены в исковое заявление. «По общему правилу, при соблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора только в отношении суммы основного долга, в случае его обращения в суд с требованием о взыскании суммы основного долга и неустойки такой порядок считается соблюденным в отношении обоих требований» (п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» (далее – «постановление»). Не лишним будет также указать Ваши банковские реквизиты для перечисления денежных средств согласно заявленным требованиям.
7. В заключение следует обозначить срок, который дается адресату для удовлетворения изложенных в претензии требований.
8. Обязательно необходимо указать дату составления претензии, проставить собственноручно подпись и расшифровать ее. В случае, если заявитель – организация, то следует указать дополнительно должность подписанта и проставить оттиск печати (если таковая имеется). Верховный Суд РФ напоминает, что «Требование, претензия, заявление, жалоба или иной документ должны быть подписаны лицом, уполномоченным на их подписание. Полномочие лица может следовать, в частности, из доверенности, закона либо акта уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления» (п. 6 постановления).
Направить претензию необходимо в срок, установленный для данного конкретного случая законом либо договором, а при отсутствии указанных сроков – в течение общего срока исковой давности (по общему правилу, три года со дня обнаружения нарушения). Допускаются различные способы направления досудебной претензии адресату.
Главное – получить и сохранить документы, подтверждающие факт надлежащего ее направления, так как они должны быть приложены к исковому заявлению. Претензия может быть:
- вручена адресату лично под роспись и с проставлением даты получения;
- направлена почтой или другой службой доставки (заказным письмом или письмом с объявленной ценностью и описью вложения);
- в исключительных обстоятельствах направлена по электронной почте, с использованием социальных сетей или мессенджеров (такой способ допустим только в случаях: прямого указания нормативно-правового акта; либо если он предусмотрен в договоре; либо в силу сложившейся деловой практики является для сторон обычным способом документооборота) – в такой ситуации нужно непременно обзавестись распечатками скриншотов переписки.
Обращаем внимание, что при предъявлении требований сразу к нескольким лицам, претензия должна быть направлена в адрес каждого. В противном случае, Вы не сможете привлечь к суду в качестве ответчика лицо, которому претензия не была направлена. Следует также иметь в виду, если «досудебный порядок урегулирования спора соблюден в отношении правопредшественника юридического лица до завершения процедуры его реорганизации, соблюдение такого порядка в отношении вновь возникшего юридического лица не требуется» (п. 9 постановления).
Действия после направления досудебной претензии
После направления претензии остается, соответственно, ждать от адресата письменного ответа или, возможно, действий, направленных на удовлетворение Ваших требований. Но все это в лучшем случае, а в худшем – Вам могут вовсе не ответить.
Возникает обоснованный вопрос: сколько ждать ответа на претензию, чтобы досудебный порядок урегулирования спора считался соблюденным? Единого срока, в течение которого следует ожидать ответа на досудебную претензию, не существует. Для каждой разновидности споров законом установлен свой срок, иногда определенный, а в некоторых случаях просто «разумный». Например, для споров об обязательном заключении договора, о расторжении или изменении договора срок ответа на претензию составляет 30 дней, ответ на претензию к туроператору должен быть дан в течение 10 дней. Вопрос о том, соблюден ли истцом «разумный» срок ожидания ответа на досудебную претензию, будет решать непосредственно суд.
При этом не стоит волноваться о том, что из-за ожидания отклика на претензию Вы можете пропустить срок для обращения в суд. Течение срока исковой давности приостанавливается на время, отведенное договором или законом на процедуру досудебного урегулирования спора, либо на 6 месяцев со дня ее начала – если иной срок не оговорен законом или договором.
После получения отрицательного ответа на претензию либо неполучения ответа в положенный срок, заявитель претензии вправе обратиться в суд с исковым заявлением об удовлетворении своих требований.
Данная статья принадлежит нашему авторскому курсу «Защити себя сам. Как самостоятельно выиграть гражданское дело в суде»
Содержание краткого курса «Защити себя сам»
- Досудебное урегулирование спора,
- Как правильно подготовить иск, определить подсудность,
- Доказательства и доказывание,
- Рассмотрение дела в первой инстанции: порядок и стадии.