Досудебное урегулирование спора

досудебное урегулирование

Содержание:

  1. Понятие, способы и назначение досудебного урегулирования спора,
  2. Случаи, в которых досудебное урегулирование спора обязательно,
  3. Последствия неисполнения обязанности по досудебному урегулированию спора,
  4. Как составить досудебную претензию и правильно направить ее второй стороне,
  5. Действия после направления досудебной претензии.

 

Понятие, способы и назначение досудебного урегулирования спора

Досудебное урегулирование спора представляет собой действия сторон спора, осуществляемые ими до обращения в суд, и направленные на мирное разрешение возникшего между ними конфликта.

Можно выделить следующие способы досудебного урегулирования спора:

  • переговоры: стороны могут разрешить спорную ситуацию во время деловой встречи, либо обсудить возникшие вопросы по телефону, по видеосвязи или в мессенджере и т.п.;
  • претензионный порядок: наиболее распространенный способ урегулировать спор, при котором одна сторона направляет другой письменное требование об устранении нарушения (ниже рассмотрим данный порядок подробнее);
  • привлечение третьих лиц: медиатора (независимое физическое лицо, выступающее посредником в урегулировании спора); финансового уполномоченного (должностное лицо, назначаемое Советом директоров Банка России для рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг, предъявляющих требования к финансовым организациям); 
  • обращение в компетентные органы власти для решения спора в административном порядке.

Главной задачей досудебного урегулирования спора является разрешение конфликтной ситуации без обращения в суд, и как следствие, сохранение и поддержание между сторонами деловых взаимоотношений, а также сокращение нагрузки на судебную систему посредством устранения части споров еще до порога суда.

 

Случаи, в которых досудебное урегулирование спора обязательно

В гражданском судопроизводстве соблюдение досудебного порядка урегулирования споров обязательно только в случаях, прямо предусмотренных законом. Соответственно, даже если в тексте договора содержится указание на необходимость досудебного урегулирования, но законом в данной конкретной ситуации не установлена обязательность ее соблюдения, то стороны вправе проигнорировать данное условие договора.

 К числу установленных законом случаев обязательного досудебного урегулирования можно отнести такие споры, как:

  • о заключении договора в обязательном порядке (пример, продавец отказывается исполнить предварительный договор купли-продажи квартиры и уклоняется от заключения основного договора;
  • либо продавец доли в уставном капитале ООО не исполняет условия опционного соглашения и не направляет покупателю оферту на приобретение этой доли);
  • об изменении или расторжении договора (например, в отношении алиментного соглашения; договора аренды; договора найма);
  • об осуществлении страхового возмещения по договору ОСАГО (например, в случае наличия разногласий между потерпевшим и страховой компанией, возникших при предъявлении требования о выплате страхового возмещения), а также иные споры имущественного характера в сфере страхования;
  • о предъявлении претензий к туроператору;
  • об оспаривании решений налогового органа (например, отказа в предоставлении налогового вычета);
  • об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • вытекающие из договора воздушной перевозки груза или воздушной перевозки почты (например, споры из-за потери багажа);
  • вытекающие из договора об оказании услуг связи, в том числе почтовой (например, споры из-за потерянной посылки).

 

Последствия неисполнения обязанности по досудебному урегулированию спора

Исполнение установленной законом обязанности по досудебному урегулированию спора является условием, без соблюдения которого невозможно подать судебный иск.

Согласно ч. 4 ст. 3 ГПК исковое заявление может быть подано только «после соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров». В силу положений ст. 135 ГПК РФ, при невыполнении истцом данной обязанности, равно как при отсутствии документального подтверждения факта ее исполнения, суд исковое заявление к производству не примет и вернет его истцу.

 

Как составить досудебную претензию и правильно направить ее второй стороне

Предлагаем остановиться на самом распространенном способе досудебного урегулирования спора – претензионном, и рассмотреть его особенности.

Официально утвержденного образца претензии не существует, но в правоприменительной практике сложилось довольно четкое представление о том, что необходимо включить в текст претензии: 1. Данные об адресате (указываются традиционно в верхнем правом углу документа):

  • для физлица: ФИО, адрес, контакты (номер телефона, адрес электронной почты);
  • для ИП: ФИО, ОГРНИП, ИНН, адрес, контакты;- для организации: полное наименование, ОГРН, ИНН, место нахождения организации, должность и ФИО руководителя, контакты;
  • для государственного органа: название территориального подразделения органа, куда направляется претензия, и адрес.

Необходимо ответственно подойти к заполнению данных об адресате и иметь в виду, что адресат в претензии должен совпадать с ответчиком по исковому заявлению. В случае, если претензия будет направлена иному лицу, то досудебный порядок урегулирования спора будет считаться несоблюденным. 2. Данные о заявителе (то есть, Ваши данные): указываются по аналогии со сведениями об адресате. Обязательно укажите Ваши актуальные контакты, чтобы адресат мог оперативно связаться с Вами. 3. Название документа (по центру: «претензия», «требование», «жалоба» или «заявление» – вариации могут быть разными в зависимости от конкретной ситуации). 4. Далее необходимо описать основания и суть претензии, а именно:

  • реквизиты договора (если требование вытекает из договора): название договора, дата и номер (при его наличии);
  • какие условия договора нарушены (со ссылкой на соответствующий пункт договора) либо какие нормы законодательства не соблюдены адресатом (со ссылкой на конкретные статьи нормативно-правовых актов);
  • само существо нарушения (указать, какими именно действиями или бездействием адресат нарушил договор или правовую норму, а также можно описать, когда и как эти нарушения были обнаружены).

5. Следующим рекомендуется изложить требование, то есть четко указать, что конкретно требуется от адресата (например, выплатить страховое возмещение, расторгнуть договор, отменить решение и т.п.). В одной претензии может содержаться как одно требование, так и несколько, если они вытекают из одного и того же нарушения, допущенного тем же лицом и по тому же основанию. Именно эти требования в дальнейшем лягут в основу искового заявления.

6. Расчеты: если требования носят материальный характер, то в претензии следует указать суммы истребуемого долга, неустойки, процентов либо штрафа (в соответствии с условиями договора либо нормативно-правовым актом), а также приложить подробный расчет указанных сумм. Те же самые суммы и расчеты впоследствии будут включены в исковое заявление. «По общему правилу, при соблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора только в отношении суммы основного долга, в случае его обращения в суд с требованием о взыскании суммы основного долга и неустойки такой порядок считается соблюденным в отношении обоих требований» (п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» (далее – «постановление»). Не лишним будет также указать Ваши банковские реквизиты для перечисления денежных средств согласно заявленным требованиям.

7. В заключение следует обозначить срок, который дается адресату для удовлетворения изложенных в претензии требований.

8. Обязательно необходимо указать дату составления претензии, проставить собственноручно подпись и расшифровать ее. В случае, если заявитель – организация, то следует указать дополнительно должность подписанта и проставить оттиск печати (если таковая имеется). Верховный Суд РФ напоминает, что «Требование, претензия, заявление, жалоба или иной документ должны быть подписаны лицом, уполномоченным на их подписание. Полномочие лица может следовать, в частности, из доверенности, закона либо акта уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления» (п. 6 постановления).

Направить претензию необходимо в срок, установленный для данного конкретного случая законом либо договором, а при отсутствии указанных сроков – в течение общего срока исковой давности (по общему правилу, три года со дня обнаружения нарушения). Допускаются различные способы направления досудебной претензии адресату.

Главное – получить и сохранить документы, подтверждающие факт надлежащего ее направления, так как они должны быть приложены к исковому заявлению. Претензия может быть:

  • вручена адресату лично под роспись и с проставлением даты получения;
  • направлена почтой или другой службой доставки (заказным письмом или письмом с объявленной ценностью и описью вложения);
  • в исключительных обстоятельствах направлена по электронной почте, с использованием социальных сетей или мессенджеров (такой способ допустим только в случаях: прямого указания нормативно-правового акта; либо если он предусмотрен в договоре; либо в силу сложившейся деловой практики является для сторон обычным способом документооборота) – в такой ситуации нужно непременно обзавестись распечатками скриншотов переписки.

Обращаем внимание, что при предъявлении требований сразу к нескольким лицам, претензия должна быть направлена в адрес каждого. В противном случае, Вы не сможете привлечь к суду в качестве ответчика лицо, которому претензия не была направлена. Следует также иметь в виду, если «досудебный порядок урегулирования спора соблюден в отношении правопредшественника юридического лица до завершения процедуры его реорганизации, соблюдение такого порядка в отношении вновь возникшего юридического лица не требуется» (п. 9 постановления).

 

Действия после направления досудебной претензии

После направления претензии остается, соответственно, ждать от адресата письменного ответа или, возможно, действий, направленных на удовлетворение Ваших требований. Но все это в лучшем случае, а в худшем – Вам могут вовсе не ответить.

Возникает обоснованный вопрос: сколько ждать ответа на претензию, чтобы досудебный порядок урегулирования спора считался соблюденным? Единого срока, в течение которого следует ожидать ответа на досудебную претензию, не существует. Для каждой разновидности споров законом установлен свой срок, иногда определенный, а в некоторых случаях просто «разумный». Например, для споров об обязательном заключении договора, о расторжении или изменении договора срок ответа на претензию составляет 30 дней, ответ на претензию к туроператору должен быть дан в течение 10 дней. Вопрос о том, соблюден ли истцом «разумный» срок ожидания ответа на досудебную претензию, будет решать непосредственно суд.

При этом не стоит волноваться о том, что из-за ожидания отклика на претензию Вы можете пропустить срок для обращения в суд. Течение срока исковой давности приостанавливается на время, отведенное договором или законом на процедуру досудебного урегулирования спора, либо на 6 месяцев со дня ее начала – если иной срок не оговорен законом или договором.

После получения отрицательного ответа на претензию либо неполучения ответа в положенный срок, заявитель претензии вправе обратиться в суд с исковым заявлением об удовлетворении своих требований.

 

Данная статья принадлежит нашему авторскому курсу «Защити себя сам. Как самостоятельно выиграть гражданское дело в суде»

 

Содержание краткого курса «Защити себя сам»

  1. Досудебное урегулирование спора,
  2. Как правильно подготовить иск, определить подсудность,
  3. Доказательства и доказывание,
  4. Рассмотрение дела в первой инстанции: порядок и стадии.

 

Адвокатское Бюро «Правовая Гарантия»
Адвокатское Бюро «Правовая Гарантия»
Поделитесь с друзьями
Вверх