info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

Что такое претензионный порядок при обращении в арбитражный суд?

претензионный порядок арбитраж

Претензионный порядок разрешения гражданско-правового спор и его соблюдение позволяют на добровольных началах, быстро, без несения расходов на уплату государственной пошлины разрешить правовой конфликт и прийти к взаимному согласию. Но это срабатывает в том случае, если обе стороны готовы к диалогу, компромиссу и дальнейшему сотрудничеству.

Но по некоторым видам арбитражных споров, даже если очевидно, что контрагент не хочет погасить долг, вернуть деньги или поставить товар, вы все равно вынуждены направлять претензию (соблюсти претензионный порядок), так как это обязательное правило, и пока стороны не попытаются разрешить конфликт самостоятельно, судья исковое заявление не рассмотрит.

В вопросах соблюдения досудебного порядка разрешения гражданско-правовых конфликтов необходимо обращать внимание не только на процессуальный закон, но и на практику высшей судебной инстанции, особенно на последний Обзор практики, утв. Президиумом ВС РФ 22.07.2020, специально посвященный этому вопросу (далее - Обзор ВС).

Содержание:

1. Когда направлять претензию обязательно?
  2. Когда претензия не нужна?
  3. Что грозит, если не направить претензию?
  4. Претензионный порядок: сроки;
  5. Что должно быть в претензии?
  6. Если требования в исковом заявлении отличаются от требований в претензии?
  7. Помощь адвоката в составлении претензии.

Время чтения: около 5 минут

защита по уголовным делам

Вам нужна помощь помощь в составлении претензии?

Наши адвокаты помогут ВАМ: конфиденциально.
Составим претензию, иск, жалобу, ходатайство.

претензионный порядок

В каких ситуациях обязательно направление претензии ответчику

Претензионный порядок обязателен, когда:

• вы планируете взыскать деньги в связи с нарушением вашим контрагентом обязательств по договору (сделке) или в ситуации получения ответчиком неосновательного обогащения (ч. 5 ст. 4 АПК РФ);
  • вы хотите внести изменения в договор или его расторгнуть (п. 2 ст. 452 ГК РФ);
  • предусмотрено законодательством (споры о страховых выплатах по ОСАГО, по обязательствам, основанным на перевозке грузов, оказании транспортно-экспедиционных услуг).

Внимание! Не забудьте о претензии перед тем, как предъявить в суд встречный иск.
Кстати, о порядке предъявления встречного иска мы писали в статье.

Вам не потребуется прикладывать к заявлению претензию и квитанцию о ее отправке, если:

• правоотношения, на которых основаны требования, те же, что и в первоначальном иске (договор, сделка, иная правовая ситуация);
  • отвечая на претензию контрагента, вы перечислили и свои основные требования (Обзор ВС РФ).
составим претензию

Когда претензия необязательна

Закон прямо перечисляет случаи, когда досудебный порядок соблюдать не надо, если вы планируете передать в суд с заявление:

• об установлении фактов, имеющих юридическое значение (спора о праве нет, поэтому вне суда такие требования невозможно удовлетворить);
  • по корпоративным и групповым спорам;
  • о выплате компенсации за несоблюдение разумного срока рассмотрения судебного спора или исполнения судебного акта;
  • о выдаче судебного приказа;
  • о банкротстве должника;
  • о признании и приведении в исполнение актов иностранных государственных и третейских судов (этими полномочиями не обладает ни один орган, кроме арбитражного суда).
претензионный порядок

Судебная практика выработала и свои критерии, при наличии которых претензию подавать необязательно (Обзор ВС РФ):

когда на заложенное имущество обращается взыскание;

когда требуют возместить причиненный ущерб;

когда страховщик в порядке суброгации обращается с требованием к причинителю вреда, если претензию ему уже отправлял страхователь;

когда цессионарий взыскивает долг, а цедент уже отправлял претензию должнику;

при правопреемстве ответчика.

Если вы ходите в суде взыскать только проценты в соответствии со ст. 395 ГК РФ в связи с неисполнением, например, денежных обязательств по договору, рассмотрение такого иска по существу возможно лишь после того, как будет направлена претензия ответчику. Но если вы направляли претензию с требованием выплатить сумму основного долга, то претензию о выплате процентов уже направлять не нужно.

Последствия ненаправления претензии (несоблюдения претензионного порядка)

Если претензию вы отправить забыли и сразу передали иск в арбитражный суд, то судья вам заявление вернет, и вам придется все-таки претензию ответчику выставить, а значит у него будет больше времени, чтобы спрятать свои ликвидные активы и помешать вам исполнить судебный акт. А если суд все же примет иск к рассмотрению, а ответчик сообщит о том, что претензию ему не направили, то суд оставит иск без рассмотрения.

А что будет, если претензия все-таки ответчику направлялась, но документы об этом вы приложить к иску забыли? В этом случае суд не сразу возвращает заявление истцу, в сначала оставляет его без движения, чтобы вы устранили замечания.

Внимание! Вы можете заявить о несоблюдении досудебного порядка в суде первой инстанции, в апелляции и кассации такое право вы теряете.

претензионный порядок

Сроки и порядок направления претензии

Как правило, в суд можно обратиться через тридцать дней с момента направления претензии. Но в договоре вы можете установить другой срок для ответа на претензию или предусмотреть особый порядок урегулирования спора.

Не забудьте до обращения в суд дождаться истечения срока ответа на претензию. Не важно, ответил вам контрагент или нет, если срок истек, смело обращайтесь в суд.

Как направить претензию другой стороне?

В договоре пропишите, каким способом будете соблюдать претензионный порядок и направлять претензию (курьером, ценным письмом, письмом с уведомлением, по факсу, по электронной почте). Но, если в договоре или законе указано, что она должна направляться с описью, то вы обязаны это исполнить.

Если хотите направлять претензию по электронной почте, то укажите, в договоре конкретные электронные адреса (домены) сторон для обмена претензиями, а также срок и порядок ответа на них.

В Обзоре ВС содержится исчерпывающий ответ на вопрос, достаточно ли для соблюдения досудебного порядка провести переговоры или обязательно направлять претензию? Вы можете провести переговоры перед выставлением иска, но для этого в договоре пропишите сроки отправки предложения о начале переговоров, сроки вступления второй стороны в переговоры, порядок и условия.

Если вы просто укажите, что стороны будут стараться решить спор при помощи переговоров, то этого недостаточно, и судья вернет исковое заявление.

Куда направить претензию?

Не менее важный вопрос – куда именно вы вправе претензию отправить.

Это можно сделать:

• по месту нахождения или жительства ответчика;
  • по месту расположения его филиала;
  • по адресу, который предусмотрен в договоре.

Случай из судебной практики

Отправка претензии по адресу, который не является юридическим адресом ответчика, не свидетельствует о том, что был соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора (Постановление АС Московского округа от 27 февраля 2018г., дело NА41-39727/2017)

К такому выводу пришли в Арбитражном суде Московского округа, поддержав коллег из суда апелляционной инстанции. Мнение судов по подобным делам определено, однако стороны договоров не всегда его учитывают. Часто это происходит по той причине, что в договоре отмечают адреса для отправки корреспонденции, а они не совпадают с юрадресами.

Кроме того, частыми являются случаи, когда в договорах предусматривается и электронный обмен документами. Во избежание проблем с получением важных сообщений, эксперты рекомендуют отправлять их на любые известные адреса контрагентов, среди них должен быть и юридический. В противном случае в дальнейшем иск не будет рассмотрен судом.

как составить претензию

Что должна содержать претензия

Соблюсти претензионный порядок правильно: как написать претензию для того, чтобы потом обратиться с иском в суд?

В претензию включите:

1. Наименование и адрес стороны спора,
  2. Правоотношение, в связи с которым направляется претензия (договор, неосновательное обогащение и т.п.),
  3. Суть нарушений,
  4. Ваши требования,
  5. Расчет суммы требований,
  6. Подпись уполномоченного лица.

Приложите документы, на которых вы основывает свои требования. Если они есть у другой стороны, то можете их не прикладывать.

Если требования в исковом заявлении отличаются от требований в претензии

Предмет требований в претензии и в иске должен совпадать (например, если вы в претензии требуете поставить товар, а в иске - вернуть сумму неотработанного аванса, то суд вернут вам иск).

Основание претензии и иска также не должны отличаться (например, номер и дата договора).

А вот сумма требований в претензии и иске может различаться. Например, если контрагент частично исполняет требования после вручения претензии, новую претензию направлять уже не надо.

Также в претензии вы можете требовать вернуть только основной долг, а в иске – еще и:

• проценты по статье 395 ГК РФ;
  • неустойку;
  • законные проценты по статье 317.1 ГК РФ.

Также суммы в претензии и в иске могут отличаться, если при расчете суммы долга вы ошиблись или увеличился период просрочки исполнения обязательств.

Внимание! Если суд рассматривает ваш иск, а вы воспользовались своим процессуальным правом и увеличили или уменьшили сумму исковых требований, изменили предмет или основание иска, то претензию направлять уже не нужно.

Составление претензий адвокатами нашего Бюро

Адвокат по банкротству

Адвокатское бюро «Правовая гарантиЯ» защищает интересы доверителей с 2003 года.

Наши адвокаты оказывают услуги представительства в суде, комплексно сопровождает процедуры банкротства, защищают интересы в корпоративных спорах, спорах по договорам поставки, подряда и в других арбитражных спорах.

Мы составим для Вас все виды процессуальных документов: претензии, исковые заявления, кассационные жалобы, ходатайства и т.д. Мы готовы взять на себя полное правовое сопровождение вашего бизнеса, и это будет дешевле, чем разовые обращения.

Опишите Вашу проблему

Составим любой процессуальный документ. Опишите свою проблему.

Поможем Вам
Поделитесь с друзьями