info@sibadvokat.ru 8 800-600-44-35

ВС обсудил проект «антимонопольного» постановления

ВС обсудил проект "антимонопольного" постановления

18 февраля 2021 года Пленум Верховного Суда РФ рассмотрел проект постановления «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства».

Судья Верховного Суда Татьяна Завьялова, представившая Пленуму проект, объяснила, что важность принятия данного постановления обусловлена проводимой в РФ государственной политикой о развитии конкуренции и укреплении национальной экономики.

Представленный проект — это обобщение правовых позиций, которые сформировались на сегодняшний день с учётом судебной практики.

Предыдущее постановление подобного рода было принято в 2008 году. Завьялова в ходе выступления отметила, что предыдущее Постановление Пленума сыграло свою роль и послужило важным элементом в построении сбалансированной судебной практики.

Однако к настоящему времени в судах уже наработана существенная практика применения антимонопольного законодательства. В связи с этим возникла необходимость в создании новых разъяснений Пленума Верховного Суда.

Судья подробнее остановилась на структуре постановления и на его ключевых моментах.

Структура Постановления

Так, Постановление содержит 8 разделов и начинается с общих положений, в которых даётся разъяснение об источниках правового регулирования отношений в сфере защиты конкуренции, об основных понятиях антимонопольного законодательства.

В следующих положениях раскрываются основные антимонопольные институты, а именно:

  • Запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением;
  • Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения;
  • Запрет недобросовестной конкуренции;
  • Запрет антиконкурентного поведения органов публичной власти;
  • Антимонопольные требования к торгам.

Ряд положений также связан с порядком реализации антимонопольными органами своих публичных полномочий, процессуальными особенностями рассмотрения судами.

В отдельной части расположено разъяснение по вопросу реализации положений антимонопольного законодательства в гражданском обороте.

Далее Татьяна Завьялова перешла к ключевым положениям постановления.

Ключевые положения постановления

Так, Завьялова говорит о самом первом положении, которое гласит:

«Антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее – антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и отнесены к сфере применения антимонопольного законодательства».

Также судья напомнила, что Конституция Российской Федерации:

  • Гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (часть 1 статьи 8);
  • Гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (часть 1 статьи 19);
  • Гарантирует свободное использование каждым своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной 2 законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34);
  • Не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (часть 2 статья 34); определяет необходимость создания условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан (статья 751 ).

Судам же необходимо исходить из того, что названные конституционные нормы и положения Гражданского кодекса обусловливают цели, принципы и сферу применения антимонопольного законодательства (статьи 1–3 Закона) и в связи с этим должны учитываться при толковании, выявлении смысла и применении положений Закона о защите конкуренции, иных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, и отнесенных к сфере антимонопольного законодательства, а также при применении антимонопольных норм к конкретным участникам рынка.

Заостряется внимание на пункте 11 проекта, в котором решается вопрос о том, на чьи плечи ложится бремя доказывания.

В представленном проекте представлен сбалансированный подход, при котором антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в пунктах 1 – 11 части 1 данной статьи.

В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание. Представляется, что такой сбалансированный подход поможет судам найти баланс при внесении решения.

С пункта 33 по 36 представляют применение запрета на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия органов публичной власти.

В пунктах с 45 по 48 даны разъяснения в связи с порядком реализации полномочий антимонопольных органов.

Так, в 45 пункте сказано, что при возникновении споров, разрешение которых требует оценки соблюдения антимонопольными органами установленной компетенции и порядка реализации полномочий, судам необходимо принимать во внимание, при выполнении каких функций и во исполнение каких требований законодательства антимонопольным органом приняты соответствующие акты.

Пункт 47 посвящён порядку выдачи предписания антимонопольным органом: «в предписании антимонопольного органа, выданном по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, допустимо указание о применении мер, обязывающих хозяйствующий субъект или иное лицо изменить свое поведение на товарном рынке, в том числе поведение по отношению к иным участникам рынка».

Пункты с 50 по 57 посвящены особенностям процессуального рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольных органов.

В пункте 50 представлено общее правило, согласно которому , решения и (или) предписания оспариваются в арбитражном суде по месту нахождения антимонопольных органов, принявших этих акты.

В пунктах с 57 по 65 представлены разъяснения, посвящённые реализации положения антимонопольного законодательства в гражданском обороте.

В пункте 57 отмечается, что обращаясь в арбитражный суд с указанными в данной норме исками, в частности с исками о признании недействительными полностью или частично договоров, об обязательном заключении договора, об изменении или о расторжении договора, о признании торгов недействительными, антимонопольный орган должен обосновать наличие публичного интереса в защите конкуренции.

Заключительное положение предлагает признать не подлежащими применению пункты постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года № 30, а также пункт 16.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».


Читайте далее:

Занятость населения, связь и учебный год: что предлагают депутаты?

Обзор ВС по отдельным вопросам судебной практики

Встреча Президента с руководителями партий Госдумы

Поделитесь с друзьями
Похожие статьи
Законы, вступающие в силу с 1 июля
С первого июля в силу вступает ряд законов, затрагивающих трудовые отношения, социальное обеспечение и многие…
ВС РФ объяснил судам правила возобновления уголовных дел при вновь открывшихся обстоятельствах
Пленум Верховного Суда опубликовал разъяснения, связанные с применением норм главы 49 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Данная…
Суд опубликовал решение о признании Meta* экстремистской организацией
Тверской районный Суд опубликовал решение о признании Meta экстремистской организацией. Об этом в понедельник, двадцать…