
О важности рассматриваемого вопроса свидетельствует не только тот факт, что в транспортной отрасли в Европейском союзе напрямую занято около 10 миллионов человек, но и то, что на нее приходится 5% ВВП. Отсюда и актуализируется небезосновательно так именуемое транспортное право.

Широкий спектр вопросов по чешскому законодательству, посвященных транспортному праву, чеш. – dopravní právo , регулируется значительным числом (несколькими десятками) различных нормативных актов Чешской Республики. Основополагающими являются национальные законы, применяемые относительно автомобильного транспорта:
- об автодорожном транспорте, чеш., – o silniční dopravě /№ 111/1994;
- о безопасности дорожного движения, чеш., –obezpečnostiaplynulostiprovozunapozemníchkomunikacích /№ 12/1997;
- о дорогах, чеш., –opozemníchkomunikacích/№13/1997;
- о приобретении и повышении профессиональной компетентности вождения автотранспортных средств, чеш., – o získávání a zdokonalování odborné způsobilosti k řízení motorových vozidel/№ 247/2000;
- о дорожном движении, чеш., –o provozu na pozemních komunikacích (zákon o silničním provozu)/ № 361/2000;
- об условиях эксплуатации транспортных средств на дорогах, чеш., – o podmínkách provozu vozidel na pozemních komunikacích /№ 56/2001;
- о страховании ответственности автотранспортных средств, чеш., – o pojištění odpovědnosti z provozu motorových vozidel /№ 168/1999.
Также два ведомственных Указа, чеш., – vyhláškyМинистерства транспорта ЧР:
- о водительских удостоверениях и реестре водителей, чеш., – o řidičskýchprůkazechaoregistru řidičů /№ 31/2001 и об утверждении технической компетенции;
- о технических условиях эксплуатации транспортных средств на дорогах, чеш., – oschvalování technické způsobilosti aotechnickýchpodmínkáchprovozuvozidelnapozemníchkomunikacích/№341/2002.
Будут здесь еще кстати некоторые замечания касательно рассматриваемого, которые охватывают следующие области:
- гражданское право касательно данной тематики, чеш., ⎼ občanské dopravní právo, ответственность за ущерб, чеш., – odpovědnost za škodu, причиненный эксплуатацией транспортного средства (ДТП-дорожно-транспортное происшествие, чеш., – dopravní nehoda) и право дорожного договора dopravní smluvní právo (купля-продажа транспортных средств, чеш., – koupě a prodej dopravních prostředků и ремонт, чеш., – oparva vozidel);
- уголовное транспортное право, чеш., – dopravní trestné právoи нарушение правил дорожного движения adopravní přestupky: штрафы, предупреждения, чеш., – pokuty, varování;
- водительские права, чеш., – řidičské oprávnění.
Здесь уместным будет обратиться к сайту Министерства транспорта ЧР, где приведены соответствующие положения из Закона о дорожном движении при предоставлении водительских прав, согласно условий п.1 и п.2 § 82 цитируемого закона.
В отношении других видов чешского транспорта: железнодорожный, drážní (železniční), авиавоздушный,чеш., – leteck ý (vzdušný),внутренний водный,чеш., – vnitrozemskývodní, морской,чеш., – námořní действуют соответствующие законы:
- № 266/1994 о железной дороге, чеш., – o dráhách;
- № 49/1997 о гражданской авиации, чеш., – ocivilnímletectví;
- № 114/1995 о внутреннем, чеш., – o vnitrozemské;
- № 61/2000 о морском судоходстве, чеш., – o námořní plavbě;
- № 254/2001 о воде,чеш., – ovodách;
- министерское Постановление № 67/2015о правилах навигации, чеш., – pravidla plavebního provozu.
Надеемся, что настоящая статья в дополнение к ряду предыдущих авторских публикаций на аналогичную тему позволит читателям более уверенно ориентироваться в чешских автодорожных реалиях.
В заключение будет, как нам кажется, уместной реплика по данной теме в контексте пражского ДТП со смертельным исходом (аналог резонансного дела Михаила Ефремова в Москве).
Фабула дела в общих чертах описана в журнальной заметке «От сумы и от тюрьмы…».
Такого рода случаи имели, имеют и будут, к сожалению, иметь место.
Остается уповать на осмотрительность, ответственность всех участников инцидентов такого рода. К представителям же адвокатского сообщества свое пожелание в связи с этим – высокий профессионализм и совесть человеческая как минимум.
Леонид Кушнаренко,
адвокат, партнер чешской адвокатской компании в Праге «Advokátní kancelář Kushnarenko & partners»
Читайте далее:
«Чешская автодорожная эпопея: плата за проезд, ПДД, транспортный налог»