Судьям дадут инструмент для борьбы с фальсификацией доказательств

Госдума рассмотрит проект поправок в Арбитражный процессуальный кодекс, который введет для арбитражных судов обязанность сообщать правоохранителям о фальсификации доказательств.

Документ подготовило ЗакСобрание Ленинградской области. Проект предполагает дополнение новой частью ст. 188.1 АПК («Частные определения»). Планируется, что, если при рассмотрении дела арбитражный суд усмотрит в действиях лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса признаки преступления, он обязан заявить об этом в правоохранительные органы.
Со слов авторов проекта, в АПК пока нет положений, регламентирующих действия арбитражных судов при обнаружении ими признаков преступлений в действиях участников разбирательства. Но подобные нормы есть в Гражданском процессуальном кодексе и в Кодексе административного судопроизводства.
Данный законодательный пробел ведет к частым злоупотреблениям со стороны некоторых участников арбитражных процессов, уверены авторы проекта. На данный момент арбитражным судам, проверяющим обоснованность заявления о фальсификации доказательства, по ст. 161 АПК предписано только отражать итоги этой проверки в протоколе заседания, однако нет обязанности заявлять о признаках преступления в правоохранительные органы.
На практике арбитражи вправе исключить недостоверные доказательства, но вопрос о возбуждении уголовного дела могут инициировать лишь участвующие в деле лица, обратившись к правоохранителям.
До вступления решения арбитражного суда в силу в возбуждении уголовных дел, как правило, отказывают, ведь нередко с требованием о возбуждении дела обращается заинтересованное лицо. Так как арбитражный процесс бывает длительным, это дает возможность участникам дела «тянуть» время и ведет к окончанию сроков давности привлечения к уголовной ответственности.