Мне звонят коллекторы: что делать?

129
мне звонят коллекторы

Звонят коллекторы? Многих эта ситуация пугает, раздражает, приносит эмоциональный дискомфорт. Это нормально. Давайте разбираться, какими правами наделены коллекторы на самом деле.

Под коллекторами обычно понимаются сотрудники специализированных организаций, занимающихся возвратом долгов физических лиц. Коллекторы не являются сотрудниками каких-либо государственных органов и организаций. Не стоит путать коллекторов с судебными приставами-исполнителями. Только последние наделены законодательством правом арестовывать имущество, изымать и продавать его, выселять людей из помещений и т.п. У коллекторов таких полномочий нет. Деятельность коллекторов сводится к уговорам, убеждению физического лица вернуть долг. Однако зачастую безобидные на первый взгляд уговоры превращаются в психологическое выкручивание рук.

Деятельность коллекторов регламентируется специальным актом: Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ. Появление названного документа – настоящий прорыв в отечественном законодательстве, поскольку ранее деятельность коллекторских организаций практически была вне правового поля.

Контактировать с должниками-физлицами может не любая организация, а только поименованная в специальном списке Федеральной службы судебных приставов (далее – ФССП).

Закон строго определяет допустимые способы общения коллекторов с должниками. Допустимы следующие формы контактов:

- встречи и переговоры по телефону;

- направление разного рода сообщений по сетям электросвязи;

- направление почтовых отправлений.

Помимо того, что законодатель строго очертил круг возможных мероприятий, которые могут осуществлять коллекторы, установлены также правила относительно возможного времени и частоты общения с физлицами-должниками. В частности, звонить должнику можно не более одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц. Ведение переговоров по телефону с должниками-физлицами разрешается в рабочие дни с восьми утра до десяти вечера, а в нерабочие дни допустимое время сокращено с девяти утра до восьми вечера. Допустимые часы определяются по местному времени, т.е. по месту нахождения должника. Законодатель обязывает коллекторские организации записывать все переговоры с должниками.

Каждый раз в ходе телефонного разговора коллектор должен назвать себя (Ф.И.О.), назвать кредитора (Ф.И.О. или наименование). Когда вам звонят коллекторы, вы вправе уточнить эту информацию перед тем, как вступать в диалог.

Закон определяет категории должников, с которыми коллекторам контактировать по телефону нельзя. В частности, нельзя звонить по телефону физлицу-банкроту, физлицу, ограниченному в дееспособности или полностью ее лишенному, физлицу, находящемуся на стационарном лечении в медучреждении, физлицу-инвалиду первой группы, а также несовершеннолетнему должнику (за исключением эмансипированных). Все перечисленные особые условия должны быть подтверждены должником документально.

Под прямым запретом находятся угрозы о физической расправе и повреждении имущества физлица-должника, использование фраз, унижающих достоинство и честь должника и, безусловно, прямое насилие со стороны сотрудников коллекторских организаций.

Если ваша задолженность передана коллекторам, вы вправе отказаться вести с ними переговоры напрямую. Во-первых, для взаимодействия с коллекторами можно привлечь представителя. Во-вторых, можно и вовсе отказаться от таких переговоров. Последний вариант может быть реализован через 4 месяца после возникновения просрочки по возврату долга и позднее. Соответствующее письменное заявление можно вручить под расписку, отправить почтой или передать коллекторам через нотариуса. Форма этого документа разработана ФССП и находится в открытом доступе на ее официальном сайте.

Если коллекторы звонят, пренебрегая названными выше ограничениями, рекомендуем вести себя следующим образом: соберите доказательства (запишите разговор на диктофон, запросите детализацию звонков у вашего оператора). Далее может быть подана жалоба на соответствующие действия коллекторов в территориальный орган ФССП. Не забудьте приложить к жалобе доказательства неправомерности поведения коллекторов (запись разговоров, распечатку звонков от оператора связи). Поступление подобной жалобы повлечет проведение внеплановой проверки коллекторов. За защитой своих прав лица, пострадавшие от незаконной деятельности коллекторских организаций, могут обратиться и в суд.

Последствием выявления грубых нарушений законодательства, связанных с причинением вреда жизни, здоровью или имуществу физлица, а также неоднократного невыполнения в течение года коллекторами предписаний ФССП является исключение организации из спецреестра и лишение ее права заниматься соответствующей деятельностью.

Если должник не вы, то коллекторы могут звонить вам по поводу возврата долгов иного лица только при наличии двух условий в совокупности: 1) сам должник письменно разрешил коллекторам общаться со своими родственниками и знакомыми по вопросам возврата его долга, 2) вы, не являясь непосредственным должником, не выразили возражение относительно переговоров с коллекторами.

При отсутствии этих условий, рекомендуем подать жалобу в соответствии с предложенным выше алгоритмом.

Вам также может быть интересно: Коллекторы рассказали, как обходить «антиколлекторский закон»

Возникли вопросы о правомерности действий коллекторов? Запишитесь на консультацию к нашему юристу, для этого заполните форму ниже.

Ваше имя

Ваш e-mail

Ваш контактный телефон

Тема

Ваша ситуация


Задайте свой вопрос