Банкротство физических лиц

Банкротство физического лица (гражданина)

Банкротство физических лиц / Банкротство предприятия / Банкротство ИП

 29.12.2014 г. был принят Федеральный закон № 476-ФЗ (далее – ФЗ № 476), вступающий в силу с 1 октября 2015 года. Данным федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»  (далее – ФЗ о банкротстве). Самым масштабным из всех изменений является введение процедуры банкротство физического лица. Авторами данных изменений являются представители Правительства Российской Федерации, которые связывают необходимость принятия данного закона с ростом просроченной задолженности граждан по кредитам, в том числе и по потребительским кредитам. Рассмотрим подробно данную процедуру и теоретические и практические проблемы, возникающие с её введением.

Несостоятельность (банкротство) согласно абз. 2 ст. 2 ФЗ о банкротстве – это «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Выделяют 2 признака субъектов дел о банкротстве:

  • неплатёжеспособность (cогласно абз. 34 ст. 2 ФЗ о банкротстве неплатёжеспособностью является прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств);
  • недостаточность имущества (едостаточностью имущества в соответствии с абз. 33 ст. 2 ФЗ о банкротстве является превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника).

Таким образом, чтобы должнику стать субъектом дела о банкротстве физического лица, а в дальнейшем для признания его банкротом, необходимо присутствие обоих этих признаков.

Ранее дела о несостоятельности (банкротстве) были подведомственны исключительно арбитражному суду, но со вступлением в силу изменений круг субъектов, подверженных процедуре банкротства, расширяется. К юридическим лицам и индивидуальных предпринимателей (далее по тексту — ИП) в круг субъектов вводятся физические лица, не являющиеся ИП.  Дела о несостоятельности банкротстве физических лиц относят к подведомственности судов общей юрисдикции согласно п.п. «а» п. 32 ст. 1 ФЗ № 476. Подсудность устанавливается по месту нахождения юридического лица или месту жительства ИП или гражданина. Таким образом, нагрузка на суды общей юрисдикции увеличивается, что может негативно сказаться на рассмотрении ими дел о банкротстве. Кроме того, данные дела ими никогда не рассматривались, а значит, неизбежны недочёты при рассмотрении таких дел впервые судами общей юрисдикции.

Юридические лица, ИП и физические лица являются участниками рыночных отношений, поэтому для них есть риск быть признанными банкротами. Один из учёных  подразделял банкротство на 2 вида по причине возникновения банкротства: рыночное и криминальное (преднамеренное) банкротство. В каких же рыночных отношениях участвуют физические лица, если их можно признать банкротом? Исходя из ФЗ № 476, делается упор на кредитные и заёмные обязательства физических лиц. Для каждого участника установлена предельная сумма, превышая которую, возможно признать лицо банкротом.

Условие, при котором возможно подать заявление о банкротстве физического лица — наличие непогашенной задолженности перед кредиторами в размере 500 тысяч рублей, при этом гражданин не исполнял обязательства в течение 3-х месяцев со дня, когда они должны были быть исполнены согласно п.п. «б» п. 74 ст. 1 ФЗ № 476 с внесением ст. 213.3 ФЗ о банкротстве. Кроме того ФЗ № 476 нормы в отношении физических лиц также распространяет и на ИП.

Ранее банкротство гражданина было предусмотрено в размере   10 тысяч рублей (данные нормы так и не вступили в законную силу). Данный предел поднят до 500 тысяч рублей. Возникает вопрос, учитывая, что банкротство юридических лиц производится при наличии задолженности перед кредиторами в размере 300 тысяч рублей (п. 6 ст. 1 ФЗ № 476), из каких статистических данных исходил законодатель, устанавливая для физических лиц задолженность в размере 500 тысяч рублей по сравнению с предыдущей редакцией закона и размером, устанавливаемым юридическим лицам?  Возможно, такой размер устанавливается для уменьшения числа дел о банкротстве граждан, а значит, и уменьшении нагрузки судов общей юрисдикции, но тогда существенных изменений в решении проблемы большой задолженности по потребительским и иным кредитам произведено не будет. А ведь изменения в ФЗ о банкротстве принимались именно с этой целью.

В силу введения института банкротства физических лиц в ФЗ о банкротстве будут вводиться новые понятия: «финансовый управляющий» – новый субъект, осуществляющий и контролирующий процесс банкротства физических лиц;  «реструктуризация долгов гражданина» и «реализация имущества гражданина» — реабилитационные процедуры по делу о банкротстве физических лиц.

Реструктуризация долгов физического лица (гражданина) – это реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платёжеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.
Реализация имущества физического лица (гражданина) – это реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов» (п.п. «в» п. 2  ст. 1 ФЗ № 476).

Данные понятия будут закреплять одни из основных процедур, применяемых при рассмотрении дел о банкротстве граждан. Также в данных делах может быть заключено мировое соглашение. Реструктуризация долгов гражданина идентична процедуре финансового оздоровления, применяемой в делах о банкротстве юридических лиц. Эффективность данной процедуры вызывается сомнения, т.к. в практике по делам о банкротстве юридических лиц положительный эффект (реабилитация) достигался в единичных случаях.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Федеральный закон № 476-ФЗ вводит масштабные изменения в рамках банкротства гражданина, но при этом возникают вопросы с возможностью реализации данного закона. Основная нагрузка по рассмотрению дел ложится на суды общей юрисдикции, ранее не занимавшиеся делами о банкротстве и перегруженные другими делами.

Кроме того, вызывает сомнения предельный размер задолженности гражданина в сумме 500 тысяч рублей, по достижению которого кредитор может обратиться в суд с заявлением о признании гражданина банкротом. Данный размер не поддаётся ни статистическому, ни логическому объяснению, т.к. не способствует решению проблемы увеличения задолженности по потребительским кредитам граждан, в связи с чем и были приняты изменения в ФЗ о банкротстве.

Также вызывает сомнение процедура реструктуризации долгов гражданина – будет ли она эффективна и применима на практике, если исходить из негативного опыта введения процедуры финансового оздоровления при банкротстве юридических лиц. При этом также возникает вопрос в терминологии – возможно ли называть реабилитационной процедурой реализацию имущества гражданина, если она проводится после того, как гражданина признают банкротом? Ведь ни о каком восстановлении его финансового положения, т.е. реабилитации, речи не идёт. Да, по окончанию реализации имущества гражданина он признаётся освобождённым от долгов, но при этом вступают в силу последствия признания его банкротом. Поэтому, по нашему мнению, не совсем корректно указывать реализацию имущества должника как реабилитационную процедуру.

Таким образом, существуют как теоретические, так и возможные практические проблемы, связанные с вступлением в силу изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Вы можете предварительно записаться на сопровождение процедуры банкротство физического лица для этого  заполните форму ниже.

Ваше имя

Ваш e-mail

Ваш контактный телефон

Тема

Ваша ситуация

Задайте свой вопрос по процедуре Банкротство Физического лица 1

Банкротство гражданина