Государственная Дума рассмотрит два любопытных законопроекта о кредитах и органах власти. Первым планируется ограничить срок потребительского кредита пятью годами, а второй обяжет органы власти создавать официальные паблики в соц.сетях.
Закредитованность населения
В последние дни ушедшего 2021 года в Государственную думу был внесен законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)». Проект разработан Сенатором РФ Н.А. Журавлевым и депутатом Госдумы А.Г. Аксаковым. Положения законопроекта направлены на снижение закредитованности населения.
Авторы законопроекта предлагают следующие изменения:
- Включение в расчет полной стоимости потребительского кредита (ПСК) любых платежей заемщика в пользу кредитора и (или) третьих лиц;
- Обязать кредитора, в случае наличия нескольких процентных ставок по договору потребительского кредита, рассчитывать ПСК по такому договору исходя из минимальной и максимальной сумм платежей, возможных к уплате заемщиком в соответствии с договором;
- Запретить заключать договор потребительского кредита без обеспечения на срок, превышающий пять лет;
- Увеличить «период охлаждения» в отношении предлагаемых дополнительных услуг;
- Установить обязанность кредитора в случае предложения дополнительных при заключении договора также предложить заемщику альтернативный вариант кредита на сопоставимых условиях, но уже без предлагаемых услуг;
- Предусмотреть информирование об изменении значения ПСК (если изменение договора привело к изменению данного значения), а также предоставление уточненного графика платежей;
- Предусмотреть запрет на содержание в рекламе услуг по предоставлению кредита/займа/ипотеки указания на его стоимость в процентах годовых.
Как предполагают авторы документа, реализация предусмотренных законопроектом изменений будет способствовать повышению уровня защиты прав граждан при потребительском кредитовании и повышению информированности граждан о реальных расходах на кредитный продукт.
Чуть подробнее остановимся на третьем пункте, запрещающем заключать договор о необеспеченном кредите на срок, превышающий пять лет. Дополнительно уточним, что необеспеченный кредит — это кредит без залога и поручительства. Обычно при заключении договора потребительского кредита без обеспечения устанавливается более высокая процентная ставка, чем при заключении договора с участием поручителя или созаемщика.
Следовательно, данное ограничение не будет распространяться на тех, кто, например, взял кредит под залог.
Период охлаждения — период, в течение которого гражданин может отказаться от предложенных ему услуг и расторгнуть договор. Чаще всего такой услугой становится страхование.
Онлайн для органов власти
С предложением обязать органы власти создавать официальные паблики в социальных сетях выступил депутат Александр Хинштейн. Он подчеркивает, что это необходимо для того, чтобы гражданам было удобнее вступать в прямую коммуникацию с государством на всех уровнях — от федерального до муниципального.
Депутат в пояснительной записке подчеркивает, что в современных реалиях наличие сайта организации оказывается недостаточным, ведь на данный момент имеются более привычные и популярные способы коммуникации, которыми и являются социальные сети. Для решения данной задачи Александр Хинштейн предлагает:
- Определить понятие «официальная страница» в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- Расширить способы обеспечения доступа к информации, т. е. установить обязанность для органов и организаций по созданию и использованию официальных страниц в социальных сетях для размещения актуальной информации о своей деятельности;
- Расширить круг субъектов регулирования.
Депутат выражает уверенность в необходимости прямого диалога с людьми, поскольку он позволяет оперативно выявлять существующие проблемы и «болевые точки общества».
«Я сам много лет являюсь активным пользователем соцсетей. Своим многочисленным подписчикам в Instagram, Telegram и Twitter отвечаю на десятки вопросов ежедневно. Нередко - именно это позволяет помочь людям даже в сугубо бытовых проблемах, вроде отключения воды или прорыва труб. Нередко - активность пользователей становится основой для новых законопроектов или депутатских запросов», - пишет Хинштейн, подчеркивая, что число подписчиков госпабликов в российских социальных сетях уже достигло пятидесяти пяти миллионов.
Актуальное по теме:
Граждане не потеряют единственное жилье при банкротстве банков